Информ-дайджест "Современные профессии"
ПИАР-МЕНЕДЖЕР (специалист по связям с общественностью)
Сегодня чаще употребляется английский эквивалент ее названия - Public Relations (PR). По определению, принятому Ассоциацией по связям с о6щественностью, PR - «особая функция управления, которая способствует установлению и поддержанию общения, взаимопонимания и сотрудничества между организацией и общественностью; способствует решению различных проблем и задач: помогает руководству организации, быть информированным об общественном мнении и вовремя реагировать на него; определяет и делает упор на главной задаче руководства компании - служить интересам общественности; позволяет руководству быть готовым к любым переменам и использовать их по возможности наиболее эффективно, выполняя роль «системы раннего оповещения» об опасности и помогая справиться с нежелательными тенденциями, и использует исследования и открытое, основанное на этических нормах общение в качестве основных средств деятельности». Следовательно, основной задачей специалиста по PR является достижение взаимопонимания между той компанией, на которую он работает, и ее клиентами, партнерами, властями всех уровней, журналистами, населением и т. п. Иногда РR-специалистов называют «архитекторами согласия». Кроме внешних контактов в сферу деятельности PR входит и работа внутри компании: разработка принципов кадровой политики предприятия, взаимоотношений руководителя и подчиненных, внутренние опросы общественного мнения, сбор информации о нуждах, настроении работников, создание благоприятной атмосферы в коллективе, способствующей полной реализации возможностей и инициативы каждого работника, предотвращение и своевременное разрешение деловых конфликтов. Чтобы справляться с таким широким кругом разносторонних обязанностей, специалисту по PR необходимо профессионально владеть ораторским искусством, знать психологические законы поведения человека, методики про ведения социологических исследований и т. п. Часто работодатели отдают предпочтение обладающим практическим опытом по этой или по смежной специальности (например, журналистам).
ПРОВИ3ОР
Провизором называется специалист с высшим фармацевтическим образованием, работающий в сфере производства, хранения, продажи лекарственных препаратов. В советское время провизоры работали в аптеках и лечебных заведениях (больницах, поликлиниках). Исторически провизором называется аптечный работник. Среди специалистов подобного рода различают провизоров-технологов, занимающихся изготовлением лекарственных форм, провизоров-аналитиков, занимающихся контролем качества.
В настоящее время провизорами часто называют людей, организующих и координирующих оптовую торговлю фармацевтическими препаратами; часто можно слышать такое словосочетание, как менеджер-провизор. В настоящее время работа на подобных должностях невозможна без наличия медицинского, точнее, фармацевтического образования. Фармацевтическое образование может быть средним и высшим. Провизор, помимо некоторых общемедицинских знаний, должен владеть вопросами разработки, приготовления, исследования (анализа), хранения, отпуска лекарственных средств, знать дозировки лекарственных средств, препаратов и номенклатуру медицинских субстанций - компонентов из которых приготовляются лекарства (их насчитывается несколько сот наименований).
КОСМЕТОЛОГ
Что во все времена ценилось в женщине? Ну, конечно же, красота лица и тела. Помогают женщинам во всем мире заботиться о себе косметологи.
Косметолог должен уметь определить тип кожи человека и назначить процедуры, подходящие именно для этого типа. Врач-косметолог должен, кроме этого, знать болезни кожи и методы их лечения, уметь поставить диагноз и предложить методы лечения. Современный косметолог, помимо выполнения рядовых процедур по уходу за кожей, должен владеть практически всеми методами терапевтической косметологии «по лицу» и «по телу»: массажом, аппаратной косметологией.
ВЕРСТАЛЬЩИК
Верстка - это составление страниц книги, газеты, журнала из набранных текстов, заголовков, иллюстраций. Это составление происходит в соответствии с заранее утвержденным макетом (схемой) издания и является составной частью допечатного процесса. В наипростейшем случае верстка - это просто набор текста на компьютере. Специалисты-верстальщики нужны в полиграфии (отрасли, которая занимается выпуском печатной продукции).
В книжных изданиях существует несколько десятков общепринятых правил расположения и оформления текста. Так, например, на одной странице должно быть не более трех видов различных шрифтов, отступ первой строки должен быть не длиннее, чем окончание последней, один фрагмент текста может быть выделен не более, чем одним способом и т.д. В изданиях газетного формата такие правила, естественно, не соблюдаются. Кроме этого, в каждом издании существуют свои обязательные правила.
По существу, верстальщик - одна из начальных должностей, с которой многие люди начинает свою работу в области полиграфии. Немало специалистов в области полиграфического дизайна начинали свою деятельность именно верстальщиками. В принципе, провести четкую грань между работой художника-дизайнера и верстальщика сложно. Говорят, что художник-дизайнер работает (именно как художник) в любом издании лишь первые месяцы его существования, пока утверждается индивидуальный стиль этого издания, разрабатывается его художественная концепция. Имея полиграфическое образование (а зачастую и без оного) опытный верстальщик вполне может претендовать на должность технического редактора или ответственного за выпуск издания. Строго говоря, в обязанности верстальщика не входит составление оригинал-макетов, работа с рисунками и фотографиями, но верстальщик с большим опытом работы, как правило, вполне способен подменить и макетчика, и дизайнера.
Среди верстальщиков много выпускников технических вузов, хорошо разбирающихся в компьютерной технике. В небольших изданиях наряду с версткой такой специалист берет на себя и техническое обслуживание компьютерного парка. Верстальщики работают не в общеизвестном редакторе Word, а в других - например, в PageMaker. Существует некий «джентльменский» набор программ, которым должен владеть специалист по компьютерной верстке: издательские системы Quark Ргеss, Adobe PageMaker и графическая программа Adobe illustгаtоr.
ИМИДЖМЕЙКЕР
Английское слово image означает изображение (внешность предмета).
В русском язык слово имидж появилось примерно в середине 1980-х годов. Не так давно возникла относительно новая для нашей страны специальность - имиджмейкер. «Встречают по одежке, а провожают по уму», - гласит небезызвестная русская пословица. Представление о человеке, складывающееся на основе его внешнего облика, привычек, манеры говорить, менталитета, поступков, - все это важно для имиджмейкера. В задачи имиджмейкера входит не только создание внешне приятного облика человека (прически, стиля одежды), но и изменение самого человека. Этот человек должен не только понравиться своему зрителю или избирателю, но и по-новому относиться к себе. Хорошие, приятные манеры, уверенные движения, располагающая улыбка - все это входит в работу имиджмейкера. Также они отвечают за разработку текстов, сценариев, организацию выступлений. Все прорабатывается до деталей. Квалифицированный имиджмейкер одновременно является и хорошим психологом, и специалистом по PR.
Имиджмейкер выстраивает для своего клиента любые комбинации событий, которые бы способствовали возвышению его имиджа.
АУДИТОР
Аудиторская деятельность представляет собой разновидность предпринимательской деятельности. Она состоит в осуществлении независимых вневедомственных проверок бухгалтерской и финансовой отчетности. Основной целью аудиторской деятельности является установление достоверности финансовой и бухгалтерской отчетности, а также проверка соответствия различных финансовых и хозяйственных операций действующему законодательству.
БРЕНД-МЕНЕДЖЕР
В английском языке слово бренд первоначально означало «печать, фабричная марка, клеймо». В русском языке пока не нашлось адекватного названия для такого специалиста, поэтому говорят без перевода - бренд (или бранд-) менеджер. Бренд-менеджер руководит продажей группы товаров определенной торговой марки (это может быть все, что угодно, - бытовая и компьютерная техника, одежда, продукты питания и пр.). В отличие от менеджера по продажам, бренд-менеджер занимается не столько самими продажами, сколько раскруткой торговой марки, что подразумевает наличие у него серьезных познаний в области рекламы, маркетинга, связей с общественностью. Бренд-менеджер должен разбираться в продаже данной группы товара не только на уровне экономиста, но и на уровне производителя.
ДЕВЕЛОПЕР
Девелопер - это одна из специализаций профессионала по операциям с недвижимостью (риэлтера). Деятельность девелопера заключается в следующем: он заказывает проект, покупает или берет в аренду участок земли, «привязывает» проект к участку, согласовывает подведение всех коммуникаций, строит объект - например, большое офисное здание. Затем он может сдать в аренду или отдельные офисы, или здание целиком. А может продать принадлежащую ему недвижимость. Главное - окупить все затраты и получить прибыль.
Иностранный девелопер имеет возможность приобрести площадку, уже готовую для возведения недвижимости, Как финансировать строительство - использовать свои средства, привлекать инвесторов, брать кредиты в банках - тоже решать девелоперу. Необходимо прежде всего финансовое образование: важно верно оценить дисконтные потоки, просчитать будущий проект по затратам и многое другое. Не обойтись и без знания рынка недвижимости, цен, спроса и предложений, умения грамотно провести рекламную кампанию. В случае необходимости девелопер должен быть готов своевременно и оперативно принять решение о перепрофилировании своего объекта для получения большей доходности. Кроме экономических вопросов девелопер должен разбираться и в юридических. Иначе невозможно, например, просчитать возврат инвестиций. А чтобы выбрать метод возведения объекта, нужно знать строительные технологии. Так можно ли сказать, что девелопер - это вакансия? Видимо, некоторые податели объявлений называют девелопером управляющего проектом, Управляющий - это действительно наемный работник. А девелопер - работодатель, он сам нанимает персонал для работы над своей идеей.
МЕРЧЕНДАЙЗЕР
Мерчендайзер работает с потребителями (заказчиками) на определенной территории с целью достижения положительных результатов в рекламе продаваемого товара и решении проблем, связанных с качеством товара. В обязанности мерчендайзера входит оформление торгового зала, организация рекламных акций, презентаций продукта, дегустаций и др. - одним словом, непосредственная реклама товара, исходя из его потребительских свойств. В этом смысле можно провести параллель между функциями мерчендайзера и товароведа - и тот, и другой должны прекрасно разбираться в потребительских свойствах товара.
В функции мерчендайзера входит также налаживание отношений с уже существующими и потенциальными клиентами, отслеживание их заказов, поддержание согласованного запаса товара на складе клиента. Мерчендайзер осуществляет поиск новых клиентов и отсылает их к опытным дистрибьюторам, чтобы в конечном счете увеличить объемы продаж.
ПРОМОУТЕР (КОММИВОЯЖЕР)
Промоутер занимается прямой рекламой некоего товара. В обязанности такого специалиста входит работа с прохожими и посетителями магазинов: он предлагает им определенный товар. Лучший вариант для промоутера - работа на выставке или презентации. Промоутер может работать как от агентства, так и напрямую от фирмы. Труд промоутера, как правило, оплачивается по завершении рекламной компании из расчета фиксированной суммы каждый день.
Обычно существует система штрафов: за неправильное определение потенциального покупателя, неактивное поведение, нечеткое произнесение текста. Некоторым девушкам именно на этой работе удается с пользой для себя применить умение ездить на роликах. Как правило, никто не печатает объявлений «требуется промоутер», таких людей находят через знакомых.
Работа промоутера, несмотря на кажущуюся простоту, достаточна сложна. Помимо понятной сложности общения с незнакомыми людьми, присутствует постоянный контроль со стороны представителя либо агентства, либо заказчика. Во время проведения рекламной акции, невзирая на перемены погоды, промоутеры должны носить определенную униформу.
Основной контингент промоутеров - девушки и юноши студенческого возраста, имеющие приятную внешность, способные с приветливым видом разговаривать с незнакомыми людьми. Бывает, что таким образом подрабатывают себе на жизнь и люди творческих профессий. Большинство промоутеров рассматривает свою работу как временный приработок.
ДИЛЕР
Дилер - это лицо или фирма, осуществляющие биржевое или торговое посредничество. Они действуют от своего имени и могут выступать посредниками между брокерами, другими дилерами, клиентами. Дилер может выступать посредником в торговых сделках купли-продажи ценных бумаг, товаров, валюты.
Дилер, как отдельное лицо, работает на бирже. Принять участие в торгах имеет право любое юридическое или физическое лицо, являющееся членом биржи. Лицо, не являющееся членом биржи, может обратиться к посреднику, т.е. брокеру, маклеру, трейдеру или дилеру. Разница между ними состоит в том, что брокеры и трейдеры работают на товарной бирже, а маклеры и дилеры - на фондовой. К тому же, брокеры и маклеры торгуют только для клиентов, а трейдеры и дилеры - как для себя, так и для клиента, но заявка клиента всегда на первом месте.
Дилер занимается покупкой и продажей ценных бумаг, зарабатывая на перепродаже или получая проценты с приобретенных бумаг или с суммы прибыли клиента. Для успешной работы на бирже такой человек должен обладать аналитическим складом ума, уметь просчитывать ситуацию на несколько ходов вперед (как шахматист или игрок в карты).
Как было отмечено ранее, при работе на клиента оплату дилера составляют проценты с величины прибыли клиента. Таким образом, заработок дилера зависит от его квалификации и уровня сделок, которые он в состоянии совершить. В любом случае, дилер «играет» крупными суммами, но и риск потерять все в этом случае очень велик.
БРОКЕР
В биржевых торгах брокер представляет интересы клиентов, т.е. по их поручениям выставляет, заявки на п6купку или продажу того или иного финансового инструмента (долговых обязательств, акции, фьючерсных контрактов, валюты) по определенной цене и совершает сделки с другими брокерами или с биржей, в зависимости от типа инструмента и от торговой системы. В основном сделки совершаются за счет клиента, и брокер может не иметь непосредственной финансовой заинтересованности в цене, по которой совершаются данные сделки.
Многие клиенты сами, как брокеры, участвуют в биржевых торгах и совершают сделки непосредственно на свой счет. Обычно таких брокеров называют трейдерами. Но в российской экономической практике слово трейдер зачастую, обозначает то же, что и брокер. Так, на фондовом рынке людей, заключающих сделки с акциями, принято называть трейдерами.
Как правило, помимо хорошей реакции, памяти и умения быстро ориентироваться в ситуации на рынке, одним из основных требований является хорошее знание иностранных языков. Не помешает и хорошее знание математических дисциплин. Брокеру также неплохо обладать крепкими нервами, выдержкой и умением общаться с людьми. Это в особенности ему пригодится в спорных ситуациях, которые очень часто возникают на бирже. Так, в своих ошибках многие клиенты готовы в первую очередь винить брокера, и это зачастую приводит к серьезным конфликтам. Поэтому многие фирмы стараются, как можно более четко регламентировать процедуру общения брокеров и клиентов.
МАРКЕТОЛОГ
Маркетинг (mаrkеting - англ.) - комплексная система управления предприятием, исходящая из учета ситуации на рынке сбыта, а также организация сбыта товаров. Понятие маркетинг в своем современном смысле возникло в середине ХХ века.
Рядовой специалист-маркетолог на крупном предприятии выполняет достаточно широкий круг обязанностей. Они могут включать отслеживание цен на продаваемую продукцию, анализ ее конкурентоспособности, сбор информации о текущем состоянии рынка. Сюда же относится поиск и анализ данных о производителях продукции, поставщиках, потенциальных конкурентах. В задачу маркетолога входит исследование рынка сбыта определенного вида продукции, примерное определение емкости этого рынка, анализ покупательной способности различных регионов и групп населения, определение приоритетных направлений работы на рынке.
Маркетолог-экономист занимается также ценообразованием, определением целевых сегментов и позиционированием продукта. Высококвалифицированный специалист в области маркетинга способен вести анализ инвестиционных проектов, разработку бизнес-планов. Надо отметить, что должности начальника отдела маркетинга и начальника отдела рекламы часто совмещаются. Реклама дает эффект только тогда, когда она ориентирована именно на ту группу населения, которая является потребителем продаваемого товара. Исходя из этого целесообразно, чтобы руководство рекламной деятельностью и ее планирование (медиапланирование), анализ результатов были сосредоточены в одних руках.
От маркетолога в подавляющем большинстве случаев требуется экономическое образование, однако в маркетинговые службы часто берут людей и с социологическим образованием, владеющих методиками проведения и анализа опросов населения, прогнозирования общественного мнения и т.д. Другой источник кадров для маркетинговых служб - специалисты по рекламе и PR.
ДИЗАЙНЕР
Это слово вошло в русский язык несколько десятилетий назад. В английском языке designer - проектировщик, создатель оригинальных эскизов, образов, моделей, узоров и пр.
Дизайнером, как правило, является специалист, имеющий художественное образование. В настоящее время наиболее часто требуются дизайнеры, работающие в области полиграфии, а также дизайнеры по интерьеру. Реже встречаются заказы на подбор специалистов в области дизайна одежды, обуви, ткани.
Полиграфический дизайн включает в себя оформление книг, журналов, брошюр, а также рекламной (визитки, открытки, буклеты) и упаковочной продукции. Можно сказать, что в полиграфический дизайн приходят специалисты двух типов.
МЕНЕДЖЕР ПО ПРОДАЖАМ
Менеджер по продажам - сотрудник специализированного магазина в первую очередь, конечно же, продавец, посредник между производителем и потребителем товара. Но его задача - не просто сбыть товар, а уметь предвидеть развитие спроса на него и способствовать успешному продвижению на рынок
В зависимости от того, в какой компании работает менеджер по продажам, в круг его обязанностей может входить:
- формирование ассортимента;
- переговоры с поставщиками;
- создание сети сбыта;
- оформление контрактов, определение размеров скидок;
- подготовка платежных документов, контроль выполнения условий поставки;
- разбор претензий, предъявляемых покупателями к продукции; обеспечение сервисной поддержки.
Менеджеры специализируются на реализации определенного вида
товара. Но всем им необходимо знание:
- основ маркетинга и логистики;
- правил организации торгового процесса;
- особенностей продвижения товара на отечественном рынке;
- бухгалтерского учета, форм наличных и безналичных расчетов в рублях и валюте;
- основ хозяйственного, административного и гражданского права;
- форм заполнения документов (таких, как платежные поручения, счета и счета-фактуры, товарно-транспортные накладные, банковские векселя);
- иностранного языка (для фирм, сотрудничающих с зарубежными партнерами).
Дополнительные навыки определяются специализацией. Менеджеру по продаже мебели, например, необходимо знать все ее параметры, обладать пространственным мышлением, навыками дизайнера, чтобы порекомендовать ту или иную комплектацию, размещение, соответствие интерьеру. Менеджер из дорогого бутика должен разбираться в современных направлениях моды, чтобы предложить покупательнице подходящую модель. Руководители фирм предпочитают специалистов, которые не только смогли бы дать квалифицированную консультацию о качестве реализуемого у них товара, но и отлично разбирались бы в аналогичной продукции фирм-конкурентов.
Менеджер также должен обладать: положительными личными качествами, приятной внешностью, хорошими манерами, способностью убеждать собеседника, умением общаться с людьми лично и по телефону, умением найти подход к каждому клиенту, стрессоустойчивым характером.