Новости проекта
Отвечаем на ваши вопросы!
Важные моменты в Инструктивно-методическом письме
Новинка! Отчеты по ведению электронного журнала
Конкурс продолжается!
Голосование
Как Вам новый сайт?
Всего 27 человек

Советы педагогам

Дата: 13 ноября 2016 в 13:35

Памятка  для педагогов, работающих с детьми с ОСОБЕННОСТЯМИ ПСИХОФИЗИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ

Общие рекомендации

  1. Всем педагогам необходимо еще раз пересмотреть свое понимание “справедливости“. Относиться ко всем учащимся одинаково вовсе не означает быть справедливым. Быть справедливым – это предоставлять каждому учащемуся все то, что ему требуется, удовлетворять всем его потребностям. Надо помнить, что у некоторых учеников может наблюдаться неврологическое состояние, которое они не всегда могут контролировать. Такие ребята, конечно же, отличаются от остальных, они другие, но быть другим еще не означает быть дефектным или ущербным. В школах обучаются дети с разной степенью отклонения. Отклонение может быть заметно сразу или, наоборот, быть едва заметным, такое отклонение могут обнаружить только в средней школе или институте, а могут и вообще не обнаружить в течение всей жизни.
  1. Чем раньше у ребенка обнаружат какое-либо отклонение, тем больше шансов его вылечить. В процессе обучения учеников старшего возраста вам придется научиться справляться с разными ситуациями, возможно даже суметь защитить себя.
  1. Очень важно помнить, что детям с ограниченными возможностями может понадобиться много времени, чтобы запомнить какую-либо новую информацию, и они могут быстро устать. При объяснении нового материала старайтесь говорить медленнее, чтобы учащиеся успевали следить за вашим рассказом.
  1. Убедитесь в том, что все ученики чувствуют себя комфортно и защищено в классе в вашем присутствии. Помните о том, что в жизни ваших учеников каждый день происходят какие-то события: как хорошие, так и плохие. Из-за несовместимости настроений учащихся может возникнуть проблема, в результате которой дети с ограниченными способностями будут чувствовать себя ущемленными и обиженными.
  1. Познакомьтесь с родителями ребенка. Заинтересовывайте и подключайте их к процессу. Действуйте сообща. Вам нужна взаимопомощь. Вы должны встречаться с родителями один раз  в день / неделю / месяц, в зависимости от необходимости. Вы можете делать это на собраниях, можете созваниваться по телефону или писать друг другу по электронной почте.
  1. Продолжайте заниматься самообразованием, не останавливайтесь на достигнутом.  Зарекомендуйте себя как специалиста. Не бойтесь признать, что вы чего-то не знаете.

 

Тактика поведения с учениками (стратегии)

  1. Введите учеников в курс дела: покажите им расписание занятий, расскажите о своих требованиях к ним.
  2. Помните, что детям с ограниченными возможностями очень важен четкий распорядок дня. Поэтому  для них необходимо составление  графика. Не забывайте предупреждать учеников о всех изменениях заранее, особенно если это касается их расписания.
  3. У детей с ОПФР очень часто могут возникать следующие организационные проблемы:

      а) неряшливое отношение, как к своему внешнему виду, так и к школьным принадлежностям;

      б) частая забывчивость каких-либо предметов дома.

Для решения этих проблем учитель должен обратиться за помощью к родителям ребенка.

  1. Необходимо научить учеников правильно задавать вопросы. Обращаясь к вам за помощью, все ученики должны чувствовать себя абсолютно свободно.
  2. Не давайте материал в полном объеме, разделите его на части. Приводите как можно больше примеров.
  3. Используйте наглядные пособия: видео фильмы, слайды, компьютерную графику, диаграммы, таблицы, картинки. Пишите на доске, выделяя и подчеркивая  все необходимое.
  1. Не забывайте правило: ”Повторение – мать учения”. Постоянно возвращайтесь к пройденным темам.
  2. Дайте ученику только то количество материала, которое он может усвоить, а не общепринятое.
  3. Не забывайте, что многие не могут одновременно слушать и записывать. Конспектировать услышанное для многих детей очень сложно.
  4.  Оценки ставьте снисходительно. Оценивайте выполненную работу за содержание, а не за внешний вид.
  5. Разрешайте ученикам пользоваться на уроке различными словарями, учебниками, компьютерами и калькуляторами.
  6. Никогда не критикуйте ребят с ограниченными способностями перед другими детьми. Помните, что только поощряя их, они будут добиваться лучших результатов.
  7. Заканчивайте урок со звонком, перемена существует для отдыха.
  8. Хвалите учеников за их хорошее поведение.
  9. Самое главное – не упустить случая похвалить ученика и повысить в нем  чувство собственного достоинства.

 

ОСНОВНЫЕ УСЛОВИЯ,

КОТОРЫЕ ОБЯЗАТЕЛЬНЫ ДЛЯ КАЖДОГО ПЕДАГОГА, РАБОТАЮЩЕГО С ДЕТЬМИ С ОПФР:

  • В совершенстве знай спецпсихологию;
  • Создавай в классе, в школе благоприятный психологический климат;
  • Воздействуй на ребёнка в соответствии с принципами лечебной педагогики;
  • Не раздражайся, будь терпелив и настойчив;
  • Помни: максимум поощрения, минимум наказания;
  • Требуя, учитывай реальные возможности ребёнка;
  • Каждому ребёнку – индивидуальный подход, индивидуально дозируй темпы и объём работы;
  • Учитывай «зону ближайшего развития», постепенно увеличивай и усложняй нагрузку;
  • Учи ребёнка посильным приёмам регуляции поведения;
  • Утверждай позицию ребёнка в коллективе, веру в свои силы;
  • Строго следуй режиму дня, недели, предупреждай переутомление;
  • Соблюдай все гигиенические требования к уроку, организации жизни детей в школе;
  • Работай в тесном контакте с врачом, медсестрой.

 

Начиная работу в классе, где обучаются дети с ОПФР, прежде всего, необходимо:

  • Выделить этих учащихся для себя, т.к. в обычную схему урока они не укладываются;
  • Познакомиться с ними поближе (интересы детей, умение ладить с товарищами и взрослыми, психологические особенности детей)
  • Установить с ними тесный контакт: дети вам должны доверять, уважать и любить

 

РАБОТА  НА  УРОКЕ

ЗАДАНИЯ ДЛЯ ДЕТЕЙ С ОПФР ДОЛЖНЫ НОСИТЬ КОНКРЕТНЫЙ ПРАКТИЧЕСКИЙ ХАРАКТЕР;

ЗАДАНИЯ ДОЛЖНЫ БЫТЬ ИНДИВИДУАЛЬНЫМИ ПО ОБЪЁМУ И СЛОЖНОСТИ;

НОВЫЙ МАТЕРИАЛ НУЖНО ДАВАТЬ ПОРЦИЯМИ;

ОБУЧЕНИЕ ДОЛЖНО БЫТЬ РАСТЯНУТО ВО ВРЕМЕНИ, СОДЕРЖАТЬ МНОГОКРАТНОЕ ПОВТОРЕНИЕ И С ПОСТОЯННОЙ ОПОРОЙ НА НАГЛЯДНОСТЬ;

В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ ЦЕЛЕСООБРАЗНО ОПИРАТЬСЯ НА ВСЕ ВИДЫ АНАЛИЗАТОРОВ (СЛУХ, ЗРЕНИЕ, ОСЯЗАНИЕ…)

НАИБОЛЕЕ СЛОЖНАЯ ИНФОРМАЦИЯ ДОЛЖНА ДАВАТЬСЯ УЧЕНИКУ С ОПФР В ПЕРИОД ЕГО НАИБОЛЬШЕЙ РАБОТОСПОСОБНОСТИ НА УРОКЕ

 

Психолого-педагогические рекомендации

по организации оценочных ситуаций в учебном процессе

            При оценивании ученика  с особенностями психофизического развития:

  • Учитывать темп и объём оцениваемого материала, реальные личностные и физиологические особенности ребёнка;
  • Избегать дисциплинарных поощрений и наказаний;
  • Использовать оценку как информацию об эффективности работы ребёнка, а не как средство давления или контроля;
  • Избегать травмирующих ситуаций при выставлении оценок, осторожно использовать отметки «два» и «один»;
  • Чаще использовать развёрнутую оценку работы ученика, обосновывая выставленное за ответ количество баллов;
  • Создавать в классе благоприятный психологический климат, утверждая позицию ребёнка  с особенностями психофизического развития в классе, коллективе, веру в собственные силы.
  • Помнить, что оценка — это обратная связь, необходимая ученику как информация об эффективности его работы, а не как средство давления или контроля.
  • Иметь «установку на добро» — замечать в каждом ученике положительную динамику развития или ожидать этой динамики в усвоении учебного материала.
  • Развивать у детей самоконтроль, умение оценивать свою работу, а также работу других учеников.
  • Проявлять нейтральные реакции или положительные эмоции на уроке (исключить сарказм и унижение оценкой).

 

  1. ОЦЕНКА УЧЕНИКАМ С ОПФР ВЫСТАВЛЯЕТСЯ ПО ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИМ ПАРАМЕТРАМ РАБОТЫ УЧЕНИКА, Т.Е. ЗА ВНИМАТЕЛЬНОСТЬ В ТЕЧЕНИЕ ВСЕГО ЗАНЯТИЯ, ЗА АКТИВНОСТЬ, ЗА ЖЕЛАНИЕ РАБОТАТЬ, ЗА КОЛИЧЕСТВО САМОСТОЯТЕЛЬНО ОБНАРУЖЕННЫХ И ИСПРАВЛЕННЫХ, А НЕ ДОПУЩЕННЫХ ОШИБОК
  1. ЗНАЧИТЕЛЬНО ВАЖНЕЕ НОРМАТИВНОЙ ОЦЕНКИ СОЗДАНИЕ ДЛЯ УЧЕНИКА С ОПФР БЛАГОПРИЯТНОГО ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО КЛИМАТА НА УРОКЕ, Т.К. ЦЕЛЬ ИНТЕГРИРОВАННОГО  ОБУЧЕНИЯ – СОЦИАЛИЗАЦИЯ ДЕТЕЙ С ОПФР, ВКЛЮЧЕНИЕ ИХ В УЧЕБНЫЙ ПРОЦЕСС НА ДОСТУПНОМ ДЛЯ НИХ УРОВНЕ, В ТРУДОВУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ, ВО ВНЕКЛАССНЫЕ И ВНЕШКОЛЬНЫЕ МЕРОПРИЯТИЯ
  1. СРАВНИВАТЬ УСПЕХИ РЕБЁНКА С ОПФР МОЖНО ТОЛЬКО С ЕГО СОБСТВЕННЫМИ ДОСТИЖЕНИЯМИ С УЧЁТОМ ПРОГРАММЫ, ПО КОТОРОЙ ОН ЗАНИМАЕТСЯ
  1. ПООЩРЯЙТЕ ДЕТЕЙ ЗА КАЖДОЕ ВЫПОЛНЕННОЕ ИМИ ЗАДАНИЕ, ПОДБАДРИВАЙТЕ ПРИ НЕУДАЧЕ

 

ЧТОБЫ ПОДДЕРЖАТЬ УЧЕНИКА, НЕОБХОДИМО:

  • Опираться на сильные стороны ученика.
  • Избегать подчёркивания его промахов.
  • Показывать, что вы удовлетворены учеником.
  • Уметь и хотеть демонстрировать любовь и уважение к ученику.
  • Уметь помочь ученику разбить большие задания на более мелкие, с которыми он может справиться.
  • Знать обо всех попытках ученика справиться с заданием
  • Уметь взаимодействовать с учеником
  • Избегать дисциплинарных поощрений и наказаний.
  • Принимать индивидуальность ученика.
  • Проявлять веру в ученика, эмпатию к нему.
  • Демонстрировать оптимизм.

 

ПУСТЬ ЭТА ИНФОРМАЦИЯ БУДЕТ ВСЕГДА У ВАС В ГОЛОВЕ:

Ребёнка постоянно критикуют – он учится ненавидеть.

Ребёнка высмеивают – он становится замкнутым

Ребёнок растёт в упрёках – он учится жить с чувством вины

Ребёнок живёт во вражде – он учится быть агрессивным

НО:

Ребёнка хвалят – он учится быть благородным

Ребёнка поддерживают – он учится ценить себя

Ребёнок растёт в терпимости – он учится понимать других

Ребёнок живёт в честности – он учится быть справедливым

Ребёнок растёт в безопасности – он учится верить в людей

Ребёнок живёт в понимании и дружелюбии – он учится находить любовь в этом мире

 

ПРИЁМЫ НЕНАСИЛЬСТВЕННОЙ ЭТИКИ В РАБОТЕ С ДЕТЬМИ С ОПФР:

 

  1. НЕ УБЕЖДАТЬ, А ПОНИМАТЬ;
  1. НЕ КОНТРОЛИРОВАТЬ, А СТИМУЛИРОВАТЬ;
  1. НЕ НАВЯЗЫВАТЬ, А ВЫСКАЗЫВАТЬ;
  1. НЕ ПРИКАЗЫВАТЬ, А СОВЕТОВАТЬ;
  1. НЕ ПОДМЕНЯТЬ, А ДОВЕРЯТЬ;
  1. НЕ УНИЧТОЖАТЬ, А РОВНЯТЬ;
  1. НЕ РУКОВОДИТЬ, А УЧАСТВОВАТЬ;
  1. НЕ НАВЯЗЫВАТЬ, А ВЫБИРАТЬ;
  1. НЕ ОКРИКОМ, А ЮМОРОМ;
  1. НЕ ОБВИНЯТЬ, А ЗАЩИЩАТЬ.

 

 

ШПАРГАЛКА ДЛЯ УЧИТЕЛЕЙ

ИЛИ ПРАВИЛА РАБОТЫ С АУТИЧНЫМИ ДЕТЬМИ:

  1. Принимать ребёнка таким, какой он есть.
  1. Исходить из интересов ребёнка.
  1. Строго придерживаться определённого режима и ритма жизни ребёнка.
  1. Соблюдать ежедневные ритуалы (они обеспечивают безопасность ребёнка)
  1. Научиться улавливать малейшие вербальные и невербальные сигналы ребёнка, свидетельствующие о его дискомфорте.
  1. Как можно чаще разговаривать с ребёнком.
  1. Обеспечить комфортную обстановку для общения и обучения.
  1. Терпеливо объяснять ребёнку смысл его деятельности, используя чёткую наглядную информацию (схемы, карты, … ).
  1. Избегать переутомления ребёнка.

 

 

ШПАРГАЛКА ДЛЯ УЧИТЕЛЕЙ

ИЛИ ПРАВИЛА РАБОТЫ С АГРЕССИВНЫМИ ДЕТЬМИ:

  1. Быть внимательным к нуждам и потребностям ребёнка.
  1. Демонстрировать модель неагрессивного поведения.
  1. Быть последовательным в наказаниях ребёнка, наказывать за конкретные проступки.
  1. Наказания не должны унижать ребёнка.
  1. Обучать приемлемым способам выражения гнева.
  1. Давать ребёнку возможность проявлять гнев непосредственно после фрустрирующего события.
  1. Обучать распознаванию собственного эмоционального состояния и состояния окружающих людей.
  1. Развивать способность к эмпатии.
  1. Расширять поведенческий репертуар ребёнка.
  1. Отрабатывать навык реагирования в конфликтных ситуациях.
  1. Учить брать ответственность на себя.

 

ШПАРГАЛКА ДЛЯ УЧИТЕЛЕЙ

ИЛИ ПРАВИЛА РАБОТЫ С ТРЕВОЖНЫМИ ДЕТЬМИ:

  1. Избегайте состязаний и каких-либо видов работ, учитывающих скорость.
  1. Не сравнивайте ребёнка с окружающими.
  1. Чаще используйте телесный контакт, упражнения на релаксацию.
  1. Способствуйте повышению самооценки ребёнка, чаще хвалите его, но так, чтобы он знал, за что.
  1. Чаще обращайтесь к ребёнку по имени.
  1. Демонстрируйте образцы уверенного поведения, будьте во всём примером ребёнку.
  1. Не предъявляйте к ребёнку завышенных требований.
  1. Будьте последовательны в воспитании ребёнка.
  1. Старайтесь делать ребёнку как можно меньше замечаний.
  1. Используйте наказание лишь в крайних случаях.
  1. Не унижайте ребёнка, наказывая его.

Рекомендации на каждый день

  1. Терпенье - вот, мой друг, оружие героя, коль выбито из рук оружие другое.
  2. Лишь слепые могут полагать, будто зрячим все легко делается.
  3. Если у корабля нет цели, то и нет попутного ветра, также и для человека.
  4. Не показывайте мне дорогу, а научите, как найти её самому.
  5. Кто хочет – ищет способы, кто не хочет -  ищет причины.
  6. Не согласен -  возражай. Возражаешь -  предлагай. Предлагаешь – делай!
  7. Познавая самого себя, ты познаешь мир.
  8. Нас мягкость, случается, там выручает, где грубая сила бессильна бывает.
  9. Первоисточник всех богатств мира – мысль!
  10. Грубость – это остроумие дураков.
  11. Научись слушать, тогда и говорить научишься.
  12. Хочешь быть счастливым – будь им!
  13. Выбирая себе друзей, выбираешь жизнь.
  14. Ленивый ум ржавеет от неупотребления.
  15. Обманывая других, обманываешь себя.
  16. Мы столько можем, сколько знаем.
  17. Если тебе плохо, ты имеешь право погоревать и рассказать об этом.
  18. Ты можешь сказать другим что-нибудь приятное:  скажи!
  19. Поговори о своих неприятностях с тем, кто тебя выслушает.
  20. Признавай свои  слабости, и ты станешь сильнее!
  21. Истина рождается в спорах, но когда страсти кипят, истина испаряется.

Дети с особенностями психофизического развития
и их особые образовательные потребности

К детям с особенностями психофизического развития относят детей: с интеллектуальной недостаточностью, нарушением слуха; нарушениями зрения; с тяжелыми речевыми нарушениями; нарушениями опорно-двигательного аппарата; трудностями в обучении; с выраженными расстройствами эмоционально-волевой сферы (ранний детский аутизм), тяжелыми и (или) множественными нарушениями.

Почему так важно обеспечить детям с особенностями в развитии доступ к специальному, особым образом организованному и построенному, образованию? Дело в том, что ребенок с особенностями в развитии - это ребенок, у которого наряду с общими для всех детей образовательными потребностями, есть особые образовательные потребности, удовлетворить которые можно только в условиях специального обучения.

Они нуждаются в комплексной реабилитации, сочетающей медицинскую, психолого-педагогическую и социальную помощь, причем помощь индивидуализированную

В человеческой культуре, в каждом обществе существует специально созданное образовательное пространство, которое включает в себя традиции и научно обоснованные подходы к обучению детей разных возрастов в условиях семьи и специально организованных образовательных учреждений. Первичные отклонения в развитии приводят к выпадению ребенка из этого социально и культурно обусловленного образовательного пространства, грубо нарушается связь с социумом, культурой как источником развития. Столь же грубо на самых ранних этапах нарушается связь родителя и ребенка, так как взрослый носитель культуры не может, не знает, каким образом передать ребенку с нарушениями в развитии тот социальный опыт, который его нормально развивающийся сверстник приобретает спонтанно, без специально организованных дополнительных и специфичных средств, методов, путей обучения.

По отношению к ребенку с нарушениями в развитии перестают действовать традиционные способы решения традиционных образовательных задач на каждом возрастном этапе. Самой лучшей характеристикой этой ситуации - является метафора Л.С. Выготского о "социальном вывихе" ребенка с нарушениями в развитии как основной причине детской дефективности - "Физический дефект вызывает как бы социальный вывих, совершенно аналогично телесному вывиху, когда поврежденный член - рука или нога - выходят из сустава, когда грубо разрываются обычные связи и сочленения и функционирование органа сопровождается болью и воспалительными процессами... Если психологически телесный недостаток означает социальный вывих, то педагогически воспитать такого ребенка - это значит вправить его в жизнь, как вправляют вывихнутый и больной орган" (Л.С.Выготский, 1995).

Преодоление социального вывиха можно осуществить исключительно средствами образования, но не массового, а специально организованного, особым образом построенного и предусматривающего "обходные пути" достижения тех образовательных задач, которые в условиях нормы достигаются традиционными способами.

Ключевым понятием для определения целей и задач реабилитации через образование является понятие "особые образовательные потребности".

Исходя из того, что первичное нарушение приводит к ситуации "социального вывиха", попытаемся определить в чем именно нуждается такой ребенок в процессе образования. Он нуждается в том, чтобы:

 

  • первичное нарушение в развитии было выявлено как можно раньше;
  • специальное обучение начиналось сразу же после диагностики первичного нарушения в развитии, независимо от возраста ребенка. Так, если нарушение слуха или зрения выявлено в конце первого месяца жизни ребенка, то и специальное обучение должно начинаться в первые месяцы жизни. Крайне опасна ситуация, когда после выявления первичного нарушения все усилия взрослых направлены исключительно на лечение ребенка, т.е. реабилитацию средствами медицины. Игнорирование целенаправленной психолого-педагогической помощи приводит к необратимым потерям в достижении возможного уровня развития ребенка;
  • в содержание обучения были введены специальные разделы, направленные на решение задач развития ребенка, по понятным причинам отсутствующие в содержании образования нормально развивающегося сверстника. Например, позднооглохшие дети нуждаются в специальных занятиях по обучению чтению с губ, обеспечивающему адекватное восприятие устной речи; глухие и слабослышащие нуждаются в специальном курсе занятий по развитию слухового восприятия и формированию произношения, специальном курсе развития словесно-логического мышления; дети с нарушением зрения, интеллекта, множественными нарушениями, нуждаются в специальном разделе обучения - социально-бытовая ориентировка; дети с различными нарушениями нуждаются в целенаправленной поддержке социально-эмоционального развития, формировании механизмов сознательной регуляции собственного поведения и взаимодействия с окружающими людьми и др.;
  • строились "обходные пути" обучения, использовались специфические средства и методы, которые не применяются в традиционном образовании. Так, значительно более ранее, чем в норме, обучение глухих детей дошкольного возраста грамоте является одним из "обходных путей" формирования их словесной речи; для обучения чтению слепых детей применяется шрифт Брайля; одним из обходных путей развития письменной речи является обучение компьютерным технологиям работы с текстом на первых годах школьного обучения и др.;
  •  регулярно осуществлялся контроль за соответствием выбранной программы обучения реальным достижениям, уровню развития ребенка;
  •  пространственная и временная организация образовательной среды соответствовала возможностям ребенка. Например, аутичные дети нуждаются в особом структурировании жизненного и образовательного пространства, облегчающем им понимание смысла происходящего и обеспечивающего возможность предсказать ход событий, планировать свое поведение;
  • все окружающие взрослые были подготовлены и реально участвовали в решении особых образовательных задач и за пределами образовательного учреждения, и их усилия были скоординированы;
  • реабилитация средствами образования не заканчивалась периодом школьного обучения. Ребенок с выраженными нарушениями в развитии нуждается в реабилитации средствами образования на протяжении всей своей жизни, хотя с возрастом ее задачи будут принципиально меняться;
  • процесс реабилитации средствами образования осуществлялся квалифицированными специалистами, компетентными в решении развивающих и коррекционных задач обучения.

 

Вовремя начатая и грамотно построенная реабилитация средствами образования позволяет предупредить появление дальнейших отклонений в развитии вторичной и третичной природы, скоррегировать уже имеющиеся нарушения и значительно снизить степень социальной недостаточности, достичь максимально возможного для каждого ребенка уровня общего развития, образования, социальной интеграции. Удовлетворение особых образовательных потребностей ребенка это одно из базовых условий его психического здоровья и развития.

Понятно, что, стремясь к использованию тех неоспоримых выгод, которые дает ребенку с нарушениями в развитии его интеграция в среду нормально развивающихся сверстников, мы должны оценивать, как в этих условиях могут быть обеспечены и столь необходимые для него особые условия развития. Т.е полноценная интеграция такого ребенка в обычную образовательную среду невозможна вне его специальной поддержки и, соответственно, вне тесного взаимодействия учреждений массового и специального образования.  

 

ОСОБЕННОСТИ РАБОТЫ С ЛЕВОРУКИМИ ДЕТЬМИ

Генетически и исторически сложилось отношение общества, людей к леворукости как к аномалии, к нарушению, а не как к индивидуальному варианту нормы.

Большая часть человечества – праворукие – до 88%; леворукие – 5-12 %

И леворукие, и праворукие – не однородные группы. По признаку ведущей руки все человечество можно разделить на 5 групп:

  •     сильно праворукие (во всех действиях ведущая правая рука),
  •     сильно леворукие (во всех действиях ведущая левая рука),
  •     не выраженно леворукие (отдают предпочтение левой руке),
  •    не выраженно праворукие (отдают предпочтение правой руке),
  •     амбидекстры (одинаково хорошо владеют обеими руками).

Леворуких детей больше, чем взрослых, но по мере взросления их становится меньше. Причина – агрессивность праворукой среды заставляет леворуких приспосабливаться, переучиваться:

  • отсутствие специальных инструментов для леворуких (ножи, ножницы, музыкальные инструменты);
  • механизмы на производстве сконструированы с учетом потребностей правшей.

Негативное отношение к леворуким  имеет давнюю историюНапример, в Библии картина страшного суда: справа – овцы (праведники), слева – козлы (грешники). Но с другой стороны в Библии есть упоминание об отряде из 700 человек из войска Вениамина, которые отличались ловкостью, меткостью, храбростью и были леворукими. Это интересные данные. Известно, что войско состояло из 26 700 чел. Значит, процент леворуких составлял 2,4 %.

         По мнению некоторых ученых отношение к леворукости вытекало из представления о левой руке, как о «нечистой». Правой рукой здоровались, ели, молились, а левой – осуществляли гигиенические и физиологические процедуры.

Причины леворукости до конца не выяснены, но есть предположения:

1.     Влияние внешней среды:

вынужденная леворукость (травмы, аномалии развития, ДЦП);

ненасильственное переучивание (праворукий ребенок подражает леворуким родителям).

2.     Патологическая леворукость

родовой стресс (наличие более двух неблагоприятных факторов при рождении);

патология беременности;

зеркальное положение у близнецов.

 3.     Наследственный фактор

 Выделяют три вида леворукости:

1.     Генетически закрепленная леворукость – половина всех леворуких – неотягощенная леворукость

2.     Компенсаторная леворукость – отмечаются нарушения речевого развития и состояния здоровья – при патологии беременности, родов и тяжелых заболеваниях раннего детства

3.     Вынужденная леворукость – серьезная или длительная травма левой руки, ампутация, порез, паралич конечности

Леворукость – это не просто преимущественное владение левой рукой, но и отражение межполушарной асимметрии, отличное от праворуких распределение функций между правым и левым полушариями головного мозга.

Можно выделить несколько типов леворукости, имеющих и различные особенности межполушарной симметрии:

¨     леворукие, у которых центр речи находится в левом полушарии;

¨     леворукие, у которых центр речи находится в правом полушарии;

¨     леворукие, у которых центр речи находится в обоих полушариях.

 Эти особенности будут проявлятьсяв формировании высших психических функций, в деятельности ребенка, в приспособлении к различным условиям внешней среды:трудности в адаптации в новой обстановке, повышенная эмоциональность и впечатлительность, высокий уровень тревожности, повышенная возбудимость, неуверенность в себе, хорошее понимание социальных нормативов, ориентированность на общение.

 В обучении:

  • лучшее опознавание вербальных стимулов, чем невербальных (схем, модулей, таблиц) – для детей без речевых патологий
  • трудности в выполнении зрительно-пространственных заданий
  • недостаточность наглядно-образного мышления
  • недостаточность зрительной памяти
  • недостаточность пространственного восприятия
  • трудности в формировании звукобуквенного анализа и синтеза
  • недостаточность тонко дифференцированных движений руки
  • трудности овладения порядковым счетом
  • зеркальное письмо
  • трудности в работе с циферблатом

Школьные трудности леворуких детей

Сегодня практически в каждом классе есть дети, работающие левой рукой. Леворукие дети (как и праворукие) – разные по своим психологическим и физиологическим особенностям, по своим способностям, интересам и проблемам.

Преимущественное владение рукой зависит не от желания или нежелания ребенка и не от его упрямства, а развивается в связи с особой организацией деятельности мозга.

Конечно, можно приложить немалые усилия и заставить леворукого малыша работать правой рукой. Но изменить его биологическую суть нельзя. И, тем не менее, до недавнего времени леворуких детей в семье и в школе пытались переучивать. Один из мотивов, которым руководствовались родители и учителя, таков: весь бытовой мир приспособлен под правую руку, и, переучив малыша, они помогут ему избежать многих проблем и неудобств.

Произвольная смена ведущей руки приводит к грубому вмешательству в тончайшие механизмы деятельности мозга. Это мощный стресс, чреватый возникновением неврозов.

У мальчиков и девочек невроз может проявляться по-разному. Мальчикам свойственны расторможенность, неусидчивость, двигательное беспокойство. А для девочек более характерны пониженный фон настроения, вялость, плаксивость. Довольно часто леворуких детей беспокоят страхи перед неудачами, порицаниями со стороны воспитателей и родителей. Добавляется страх темноты, боязнь оставаться одному в комнате (страх одиночества) и даже страх смерти. У некоторых детей страхи кратковременны, и если нет новых стрессов, могут исчезнуть.

В чем причина проблем леворуких детей и насколько велико значение леворукости в возникновении этих поблеем? Первое, на что следует обратить внимание: неправильный (очень напряженный и неэффективный) способ держания ручки. В результате формируется очень напряженный и очень медленный способ письма с неровными, неправильными буквами, больше похожими на каракули. Из-за постоянного напряжения и невозможности успеть за темпом работы в классе накапливаются и другие проблемы. К трудностям чисто технического навыка письма быстро прибавляются пропуски, замены, недописывания, а осложняет ситуацию волнение, тревожность, страх неудачи, негативное отношение окружающих взрослых к леворукости – все то, что ребенок не в силах изменить сам. Естественно, это приводит к ухудшению психического здоровья, что, в свою очередь, становится причиной резкого снижения работоспособности, повышенной утомляемости, нарушению концентрации внимания. А результат – ухудшение почерка, ошибки, пропуски, недописывания, проблемы на контрольных (не успевает, плюс волнуется, плюс быстро утомляется).

Итак, леворукость ни при чем, точно такие же проблемы могли бы при тех же условиях возникнуть и у праворукого ребенка. Ребенок чувствует себя ущербным и это тоже усугубляет проблемы.

Что делать? Как помочь ребенку?

Советы родителям леворуких детей

  1. Никогда и ни при каких обстоятельствах взрослые не должны показывать ребенку негативное отношение к леворукости.
  2. Следует помнить, что леворукость – индивидуальный вариант нормы, поэтому трудности, возникающие у леворуких детей, чаще всего не связаны с этим явлением. Такие же проблемы могут быть и у любого другого ребенка.
  3. Не стоит даже пробовать обучать леворукого ребенка работать правой рукой, тем более, настаивать на этом. Переучивание может привести к серьезным нарушениям здоровья.
  4. Определять ведущую руку целесообразно в 4-4,5 года.
  5. Леворукий ребенок нуждается в особом внимании и подходе, но не потому, что он леворукий, а потому, что каждый ребенок уникален и неповторим.

Успехи ребенка напрямую зависят от понимания, любви, терпения и умения вовремя помочь со стороны близких.

Рекомендации родителям по оказанию помощи в выполнении домашних заданий леворукими детьми

  1. Научите ребенка садиться за уроки самостоятельно и оказывать ему помощь только тогда, когда он в ней нуждается.
  2. Лучшее время для приготовления уроков 15-16 часов, через каждые 15-20 минут работы необходимо делать 10-15 минутный перерыв, который ребенок может использовать по своему усмотрению.
  3. Дать возможность ребенку самому выбрать, что он будет делать вначале, вы можете посоветовать или порекомендовать, но ни в коем случае не требовать.
  4. Следить, чтобы ребенок правильно держал ручку, и обеспечить хорошую освещенность правой стороны стола.
  5. Приготовление домашнего задания не должно быть причиной ссор, взаимного раздражения, конфликтов. Надо помнить, что леворукий ребенок очень раним, и требует бережного, внимательного и доброго отношения.
Комментарии:
Оставлять комментарии могут только авторизованные посетители.