Рекомендации для учащихся по написанию и оформлению научно – исследовательской работы
Памятка № 1
ПРОБЛЕМА исследования понимается как категория, означающая нечто неизвестное, что предстоит открыть и доказать.
ТЕМА – отражает характерные черты проблемы
ОБЪЕКТ – это та совокупность связей и отношений, свойств, которая существует объективно в теории и практике и служит источником необходимой для исследователя информации.
ПРЕДМЕТ же исследования более конкретен. Он включает только те связи и отношения, которые подлежат непосредственному изучению в работе, устанавливают границы научного поиска. В каждом объекте можно выделить несколько предметов исследования. Предмет исследования определяет ЦЕЛЬ и ЗАДАЧИ самого исследования.
ЦЕЛЬ формулируется кратко и предельно точно, в смысловом отношении выражая то основное, что намеревается сделать исследователь. Цель конкретизируется и развивается в ЗАДАЧАХ исследования.
Памятка № 2
Работа с литературными источниками
№ |
Этапы работы |
Содержание этапов |
1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. |
Общее ознакомлениеВнимательное чтение по главам и разделам Выборочное чтение Составление плана прочитан-ного материала Выписки из прочитанного Сравнение и сопоставление прочитанного с другими источниками Критическая оценка прочитан-ного и запись замечаний |
Ознакомление с оглавлением. Беглый просмотр литературного источника Выделение наиболее важного текста Перечитывание наиболее важного текста В пунктах плана отражается наиболее существенная мысль Полные и точные (цитата + ее биографичес-кое описание) Отмечается общее и отличительное в решении проблемы Обращается внимание на объективность суждений |
Памятка № 3
Требования к содержанию научной работы
Структура |
Требования к содержанию |
Титульный лист Оглавление Введение (вступление) (рекомендуемый объем до двух страниц) Основная часть (не более 10 страниц) Выводы Список литературы |
Содержит: - наименование учебного заведения, где выполнена работа; - фамилию, имя и отчество автора; - тему научной работы; - фамилию, имя и отчество научного руководителя; - город и год Включает: - наименование всех глав, разделов с указанием номеров страниц, на которых размещается материал Содержит: - оценку современного состояния решаемой проблемы или задачи; - обоснование необходимости проведения работы Состоит из глав (разделов), в которых содержится материал по конкретно исследуемой теме. Автор работы должен делать ссылки на авторов и источник, из которого он заимствует материалы. Краткие выводы по результатам выполненной работы должны состоять из нескольких пунктов, подводящих итог выполненной работы. Должен содержать перечень источников, использованных при написании работы |
Памятка № 4
Виды исследовательских работ
Форма |
Структура |
Доклад |
- в кратких вводных замечаниях – научно-практическая ценность темы; - сущность темы, обоснованные научные предложения; - выводы и предложения |
Тезисы доклада |
- основные положения доклада; - основные выводы и предложения. |
Научная статья |
- заголовок; - вводные замечания; - краткие данные о методике исследования; - анализ собственных научных результатов и их обобщение; - выводы и предложения; - ссылки на цитируемую литературу |
Научный отчет |
- краткое изложение плана и программы законченных этапов научной работы; - значимость проведенной работы, ее ценность для науки и практики; - детальная характеристика применявшихся методов; - существование новых научных результатов; - заключение, подводящее итоги исследования и отмечающее нерешенные вопросы; - выводы и предложения. |
Реферат |
- вводная часть; - основной текст; - заключительная часть; - список литературы; - указатели. |
Монография |
- введение; - подробно и всесторонне исследуется и освещается какая-либо одна из проблем или тема; - выводы по каждому разделу (главе) - заключение. |
Памятка № 5
Этапы работы над научным исследованием
1.Ознакомиться с перечнем предлагаемой тематики и в соответствии со своим интересом выбрать тему.
2.Выбранную тему обсудить на заседании своей секции или индивидуальной консультации с руководителем.
3.Изучить предложенную руководителем литературу или литературу, которую автор определил самостоятельно.
4.На основе изученных материалов и тематического словаря написать анализ собственного изучения темы.
5.На основе изученного теоретического материала выполнить исследовательскую или экспериментальную часть работы.
6.Оформить работу и на основе ее содержания подготовить небольшое (7 – 10 минут) выступление на итоговой конференции. Выступление может сопровождаться наглядным материалом (таблицы, схемы).
Памятка № 6
Исследовательские умения, необходимые школьнику
для написания научно-исследовательской работы
- Умение работать с рекомендованной литературой.
Умение работать с литературными источниками – основа научного исследования. Необходимо читать материал последовательно, т.е. необходимо читать источник по порядку, досконально изучить все термины и понятия. Для того, что разобраться в каждом термине или понятии, необходимо найти ему в подтверждение практический пример или практическое объяснение.
2. Умение критически осмысливать материал, представленный в книге. Для того, чтобы убедиться, что то или иное положение в книге верно, необходимо научиться самостоятельно сопоставлять понятия и явления, делать собственные выводы. Определяя верность или ложность того или иного понятия, необходимо ставить себе следующие вопросы:
- Какое понятие дает наиболее объективное представление по существу изучаемого вопроса?
- Какое мнение из представленных в литературе наиболее объективно?
- Подтверждается ли теоретическое положение фактическим материалом?
- Умение четко и ясно излагать свои мысли.
Каждое положение своего исследования необходимо излагать последовательно, не перескакивая с одной проблемы на другую. В работе должны быть использованы такие слова и выражения, как: « Я считаю», «Я думаю», «Мне известно», «Анализ фактов показывает», «Я не согласен с тем, что…».
4. Умение оформить материал.
Представленная научно-исследовательская работа должна выглядеть следующим образом:
- титульный лист с названием секции, темы работы. Здесь же должны быть указаны фамилия автора, имя и класс, в котором он учится. На титульном листе должна быть указана фамилия руководителя научной работы и его должность;
- текст работы должен быть пронумерован;
- работа должна иметь оглавление;
- основная часть работы должна иметь не менее 5-10 печатных листов (формат А-4);
- если работа построена на исследовании, материалы исследования должны быть представлены после основной части;
- работа должна быть снабжена списком использованной литературы;
- к работе должна быть приложена рецензия научного руководителя.
Памятка № 7
Основные требования к представляемым
для участия в конференции работам
- четкость и доступность изложения материала;
- соответствие темы работы ее содержанию;
- актуальность и практическая значимость работы;
- эрудиция автора, умелое использование различных точек зрения по теме работы;
- наличие собственных взглядов и выводов по проблеме;
- умение использовать специальную терминологию и литературу по теме;
- оформление научной работы;
- культура выступления на конференции.
Памятка библиотекарю
Работа школьной библиотеки с членами научного общества учащихся (НОУ)
Цель работы школьной библиотеки: формирование библиотечно – поисковых навыков.
С помощью школьной библиотеки учащиеся могут получать уроки по привитию навыков и умений исследовательской, информационной, библиографической работы. Цель этих уроков – развитие навыков критического мышления, самостоятельного мастерства, умения пользоваться индуктивными, дедуктивными и аналогическими рассуждениями, умения строить свою концепцию, обобщать, контролировать свои мыслительные процессы, вести поиск.
Школьная библиотека – мощный дидактический резерв в данном направлении обучения, интегрированная часть учебного процесса.
Библиотекарь и учитель – координаторы и коллеги, вместе разрабатывающие специальные учебные занятия, соответствующие школьной программе (по каждому предмету) и уровню школьного образования.
Виды деятельности:
Формы работы с энциклопедиями: как вести поиск нужной информации, знакомство со структурой энциклопедии, справочным аппаратом, вступительной статьей, целевым назначением.
Задание: найти факт, понятие, термин, персону.
Книжные издания, альманахи, ежегодники на примерах: «Книга выдающихся событий», «Книга рекордов Гиннесса», - умение отличать одно издание от другого, отличать структуру, назначение, методы поиска.
Специализированные словари: языковые, толковые, словари синонимов, антонимов, словари цитат, тезаурусы, мифологические словари. К каждому – программу занятий, заданий, контрольных вопросов.
Справочники по естественно - научным, общественным дисциплинам: справочники о животных, растительном мире. истории искусства стран мира, музыкальные, хронологические, биографические справочники.. и т.д..
Работа с библиографическими изданиями. Знакомство с видами информации, основами информационного выбора и поиска нужного материала, работа с библиотечными каталогами, указателями к ним.
Работа с юридическими изданиями (газета, журнал), формирование навыка обращаться с этим источником.
Написание письменных отчетов по поисковому заданию.
Работа в библиотеке небольшими группами по расписанию – с выполнением конкретных заданий – под руководством библиотекаря и учителя – в соответствии с учебной программой по предметам. Проблема оснащения библиотеки необходимым минимумом справочно-библиографических, энциклопедических и информационных изданий.