Новости проекта
С Новым годом и Рождеством!
Разъяснение ситуации с рекламой и предупреждением МАРТ
Обновленные функции Schools.by
Голосование
Пользуетесь ли вы мобильным приложением Schools.by?
Всего 0 человек

Научно-исследовательские работы. Памятка

Дата: 12 сентября 2017 в 21:40, Обновлено 20 января 2020 в 10:49

Рекомендации для учащихся  по написанию и оформлению научно – исследовательской работы

Памятка № 1

ПРОБЛЕМА исследования понимается как категория, означающая нечто неизвестное, что предстоит открыть и доказать.

ТЕМА – отражает характерные черты проблемы

ОБЪЕКТ – это та совокупность связей и отношений, свойств, которая существует объективно в теории и практике и служит источником необходимой для исследователя информации.

ПРЕДМЕТ же исследования более конкретен. Он включает только те связи и отношения, которые подлежат непосредственному изучению в работе, устанавливают границы научного поиска. В каждом объекте можно выделить несколько предметов исследования. Предмет исследования определяет ЦЕЛЬ и ЗАДАЧИ самого исследования.

ЦЕЛЬ формулируется кратко и предельно точно, в смысловом отношении выражая то основное, что намеревается сделать исследователь. Цель конкретизируется и развивается в ЗАДАЧАХ исследования.

Памятка № 2

Работа с литературными источниками

Этапы работы

Содержание этапов

1.

2.

3.

4.

5.

6.

7.

Общее ознакомление

Внимательное чтение по главам и разделам

Выборочное чтение

Составление плана прочитан-ного материала

Выписки из прочитанного

Сравнение и сопоставление прочитанного с другими источниками

Критическая оценка прочитан-ного и запись замечаний

Ознакомление с оглавлением. Беглый просмотр литературного источника

Выделение наиболее важного текста

Перечитывание наиболее важного текста

В пунктах плана отражается наиболее существенная мысль

Полные и точные (цитата + ее биографичес-кое описание)

Отмечается общее и отличительное в решении проблемы

Обращается внимание на объективность суждений

Памятка № 3

Требования к содержанию научной работы

Структура

Требования к содержанию

Титульный лист

Оглавление

Введение (вступление)

(рекомендуемый объем до двух страниц)

Основная часть

 (не более 10 страниц)

Выводы

Список литературы

Содержит:

-   наименование учебного заведения, где выполнена работа;

-   фамилию, имя и отчество автора;

-    тему научной работы;

-   фамилию, имя и отчество научного руководителя;

-   город и год

Включает:

-   наименование всех глав, разделов с указанием номеров       страниц, на которых размещается материал

Содержит:

-   оценку современного состояния решаемой проблемы или задачи;

-   обоснование необходимости проведения работы

Состоит из глав (разделов), в которых  содержится материал по конкретно исследуемой теме. Автор работы должен делать ссылки на авторов и источник, из которого он заимствует материалы.

Краткие выводы по результатам выполненной работы должны состоять из нескольких пунктов, подводящих итог выполненной работы.

Должен содержать перечень источников, использованных при написании работы

Памятка № 4

Виды исследовательских работ

Форма

Структура

Доклад

-   в кратких вводных замечаниях – научно-практическая ценность

    темы;

-   сущность темы, обоснованные научные предложения;

-   выводы и предложения

Тезисы доклада

-   основные положения доклада;

-   основные выводы и предложения.

Научная статья

-   заголовок;

-   вводные замечания;

-   краткие данные о методике исследования;

-   анализ собственных научных результатов и их обобщение;

-   выводы и предложения;

-   ссылки на цитируемую литературу

Научный отчет

-   краткое изложение плана и программы законченных этапов 

    научной работы;

-   значимость проведенной работы, ее ценность для науки и

    практики;

-   детальная характеристика применявшихся методов;

-   существование новых научных результатов;

-   заключение, подводящее итоги исследования и отмечающее

    нерешенные вопросы;

-   выводы и предложения.

Реферат

-   вводная часть;

-   основной текст;

-   заключительная часть;

-   список литературы;

-   указатели.

Монография

-   введение;

-   подробно и всесторонне исследуется и освещается какая-либо

    одна из проблем или тема;

-   выводы по каждому разделу (главе)

-   заключение.

Памятка № 5

Этапы работы над научным исследованием

1.Ознакомиться с перечнем предлагаемой тематики и в соответствии со своим интересом выбрать тему.

2.Выбранную тему обсудить на заседании своей секции или индивидуальной консультации с руководителем.

3.Изучить предложенную руководителем литературу или литературу, которую автор определил самостоятельно.

4.На основе изученных материалов и тематического словаря написать анализ собственного изучения темы.

5.На основе изученного теоретического материала выполнить исследовательскую или экспериментальную часть работы.

6.Оформить работу и на основе ее содержания подготовить небольшое (7 – 10 минут) выступление на итоговой конференции. Выступление может сопровождаться наглядным материалом (таблицы, схемы).

Памятка № 6

Исследовательские умения, необходимые школьнику

для написания научно-исследовательской работы

  1. Умение работать с рекомендованной литературой.

Умение работать с литературными источниками – основа научного исследования. Необходимо читать материал последовательно, т.е. необходимо читать источник по порядку, досконально изучить все термины и понятия. Для того, что разобраться в каждом термине или понятии, необходимо найти ему в подтверждение практический пример или практическое объяснение.

2.   Умение критически осмысливать материал, представленный в книге. Для того, чтобы убедиться, что то или иное положение в книге  верно, необходимо научиться самостоятельно сопоставлять понятия и явления, делать собственные выводы. Определяя верность или ложность того или иного понятия, необходимо ставить себе следующие вопросы:

  1. Какое понятие дает наиболее объективное представление по существу изучаемого вопроса?
  2. Какое мнение из представленных в литературе наиболее объективно?
  3. Подтверждается ли теоретическое положение фактическим материалом?
  4. Умение четко и ясно излагать свои мысли.

Каждое положение своего исследования необходимо излагать последовательно, не перескакивая с одной проблемы на другую. В работе должны быть использованы такие слова и выражения, как: « Я считаю», «Я думаю», «Мне известно», «Анализ фактов показывает», «Я не согласен с тем, что…».

4.   Умение оформить материал.

Представленная научно-исследовательская работа должна выглядеть следующим образом:

  • титульный лист с названием секции, темы работы. Здесь же должны быть указаны фамилия автора, имя и класс, в котором он учится. На титульном листе должна быть указана фамилия руководителя научной работы и его должность;
  • текст работы должен быть пронумерован;
  • работа должна иметь оглавление;
  • основная часть работы должна иметь не менее 5-10 печатных листов (формат А-4);
  • если работа построена на исследовании, материалы исследования должны быть представлены после основной части;
  • работа должна быть снабжена списком использованной литературы;
  • к работе должна быть приложена рецензия научного руководителя.

Памятка № 7

Основные требования к представляемым

для участия в конференции работам

  1. четкость и доступность изложения материала;
  2. соответствие темы работы ее содержанию;
  3. актуальность и практическая значимость работы;
  4. эрудиция автора, умелое использование различных точек зрения по теме работы;
  5. наличие собственных взглядов и выводов по проблеме;
  6. умение использовать специальную терминологию и литературу по теме;
  7. оформление научной работы;
  8. культура выступления на конференции.

Памятка библиотекарю

Работа школьной библиотеки с членами научного общества учащихся (НОУ)

   Цель работы школьной библиотеки: формирование библиотечно – поисковых навыков.

   С помощью школьной библиотеки учащиеся могут получать уроки по привитию навыков и умений исследовательской, информационной, библиографической работы. Цель этих уроков – развитие навыков критического мышления, самостоятельного мастерства, умения пользоваться индуктивными, дедуктивными и аналогическими рассуждениями, умения строить свою концепцию, обобщать, контролировать свои мыслительные процессы, вести поиск.

   Школьная библиотека – мощный дидактический резерв в данном направлении обучения, интегрированная часть учебного процесса.

   Библиотекарь и учитель – координаторы и коллеги, вместе разрабатывающие специальные учебные занятия, соответствующие школьной программе (по каждому предмету) и уровню школьного образования.

         Виды деятельности:

   Формы работы с энциклопедиями: как вести поиск нужной информации, знакомство со структурой энциклопедии, справочным аппаратом, вступительной статьей, целевым назначением.

   Задание: найти факт, понятие, термин, персону.

   Книжные издания, альманахи, ежегодники на примерах: «Книга выдающихся событий», «Книга рекордов Гиннесса»,  - умение отличать одно издание от другого, отличать структуру, назначение, методы поиска.

   Специализированные словари: языковые, толковые, словари синонимов, антонимов, словари цитат, тезаурусы, мифологические словари. К каждому – программу занятий, заданий, контрольных вопросов.

   Справочники по естественно - научным, общественным дисциплинам: справочники о животных, растительном мире. истории искусства стран мира, музыкальные, хронологические, биографические справочники.. и т.д..

   Работа с библиографическими изданиями. Знакомство с видами информации, основами информационного выбора и поиска нужного материала, работа с библиотечными каталогами, указателями к ним.

   Работа с юридическими изданиями (газета, журнал), формирование навыка обращаться с этим источником.

   Написание письменных отчетов по поисковому заданию.

   Работа в библиотеке небольшими группами по расписанию – с выполнением конкретных заданий – под руководством библиотекаря и учителя – в соответствии с учебной программой по предметам. Проблема оснащения библиотеки необходимым минимумом справочно-библиографических, энциклопедических и информационных изданий.

Комментарии:
Оставлять комментарии могут только авторизованные посетители.