Новости проекта
С Новым годом и Рождеством!
Разъяснение ситуации с рекламой и предупреждением МАРТ
Обновленные функции Schools.by
Голосование
Пользуетесь ли вы мобильным приложением Schools.by?
Всего 0 человек

Особенности организации образовательного процесса в летний оздоровительный период

Дата: 17 июля 2019 в 09:04
Автор: Свирко А. И.

Организация образовательного процесса в учреждении дошкольного образования в летний период включает оптимальное чередование специально организованной и нерегламентированной деятельности воспитанников. При этом необходимо учитывать, что в период летней оздоровительной кампании увеличивается время пребывания воспитанников на свежем воздухе, сокращается количество времени, отведенного на проведение специально организованной деятельности и  предполагает:

·        включенность педагога в деятельность наравне с детьми;

·        добровольное присоединение детей к деятельности (без психического и дисциплинарного принуждения);

·        свободное общение и перемещение детей во время деятельности;

·        открытое временное завершение деятельности (каждый действует в своем темпе);

·        интеграцию художественно-эстетической и физкультурно-оздоровительной деятельности с другими видами детской деятельности (познавательной практической, общением, игровой, трудовой и др.).

           В период летнего оздоровления приоритетным является организация деятельности детей физкультурно-оздоровительной и художественно-эстетической направленности, которая осуществляется в специально организованных формах, регламентированных типовым учебным планом дошкольного образования, по соответствующим образовательным областям («Физическая культура», «Искусство») и нерегламентированной деятельности воспитанников, включающей:

·        самостоятельную деятельность в условиях созданной педагогическими работниками предметно-развивающей образовательной среды, обеспечивающей каждому ребенку возможность выбрать деятельность по интересам и позволяющей ему взаимодействовать со сверстниками или действовать индивидуально; 

·        организованную педагогическим работником деятельность детей, направленную на решение образовательных задач.

                      Физкультурно-оздоровительная работа включает:

·        утреннюю гимнастику;

·        физкультурные занятия (игрового, сюжетного, тематического вида);

·        подвижные игры и физические упражнения на прогулке;

·        активный отдых (физкультурные досуги, физкультурные праздники, Дни здоровья);

·        самостоятельную двигательную деятельность;

·        закаливание.

Утренняя гимнастика проводится ежедневно на воздухе. В ее содержание с учетом возрастных особенностей воспитанников могут быть включены:

·        комплекс общеразвивающих упражнений;

·        обыгрывание сюжета;

·        3—4 подвижные игры;

·        физические упражнения с использованием полосы препятствий, простейших тренажеров;

·        оздоровительный бег на участке;

·        элементы ритмической гимнастики, танцевальные движения, хороводы и др.

        В летний период создаются благоприятные условия для двигательной активности детей и усиления оздоровительного воздействия физических упражнений.

       Физкультурные занятия на воздухе направлены на:

·        повышение адаптивных и функциональных возможностей организма воспитанников на основе комплексного использования физических упражнений, подвижных игр в сочетании с природными средствами оздоровления (солнце, воздух, вода, климатические условия) и гигиеническими факторами (наличие спортивной одежды и обуви, гигиена мест проведения занятий и др.);

·        расширение двигательного опыта детей; закрепление и совершенствование упражнений в ходьбе, беге, прыжках, лазаньи, метании; развитие физических качеств (силы, быстроты, ловкости, выносливости, гибкости); овладение элементами спортивных игр, техникой спортивных упражнений за счет оптимального и вариативного применения предметной физкультурно-развивающей среды, адекватной возрасту и способностям воспитанников.

       При организации подвижных игр и физических упражнений на прогулке особое внимание следует уделять индивидуальной работе с воспитанниками. Подбор материала необходимо осуществлять с учетом особенностей двигательного развития детей раннего и дошкольного возраста. Вариантами организации подвижных игр и физических упражнений на прогулке являются:

       Комплекс подвижных игр (2—3 игры) и физических упражнений с определенной направленностью (в том числе сюжетной):

·        профилактика нарушений осанки и плоскостопия;

·        развитие координационных способностей;

·        развитие физических качеств;

·        совершенствование двигательных умений и навыков (выполнение знакомых движений в новых сочетаниях, из необычных исходных положений, в необычных условиях и т. п.).

Элементы спортивных игр (баскетбол, футбол, настольный теннис, городки и др.) и спортивные упражнения (катание на велосипеде, самокате, плавание и др.).

Игры с элементами спортивного ориентирования.

Комплекс подвижных игр (2—3 игры) с разными видами основных движений, развивающих творческую активность и самостоятельность воспитанников.

Активный отдых (физкультурные досуги, физкультурные праздники, Дни здоровья) как форма коллективного, деятельного отдыха, комплексно решает оздоровительные, образовательные и воспитательные задачи, способствует развитию у детей умения творчески использовать двигательный опыт в условиях эмоционального общения со сверстниками, побуждает каждого ребенка к максимальному проявлению своих способностей.

Тематика физкультурно-массовых мероприятий на воздухе должна отражать специфику летнего оздоровления.

         Самостоятельная двигательная деятельность является одним из структурных компонентов двигательного режима в учреждении дошкольного образования. Именно в этом виде деятельности ребенок в наибольшей степени может проявить уровень своих двигательных, игровых, коммуникативных умений. Самостоятельная двигательная деятельность возникает по инициативе ребенка и проходит под наблюдением взрослого, при его косвенном руководстве. Для ее разнообразия в период летнего оздоровления необходимо создание следующих условий:

·        включение в режим дня времени на самостоятельную двигательную деятельность (утром, после завтрака, на прогулках, после сна, в разных видах деятельности);

·        обеспечение необходимым спортивным инвентарем (оборудованием) для выполнения физических упражнений на воздухе;

·        предоставление достаточного места для движений, выполнения физических упражнений;

·        индивидуализация (дифференциация) физических упражнений с учетом уровней (гиперподвижные, малоподвижные, оптимально подвижные дети) и типов двигательной активности воспитанников.

        Закаливание является важным средством укрепления здоровья воспитанников при условии, что оно органично включено в комплекс физкультурно-оздоровительных мероприятий и представляет собой определенную систему, простую в исполнении и отвечающую индивидуальным особенностям здоровья и развития детей.

       Методы закаливания необходимо включать в режимные процессы, используя естественные природные факторы (воздух, воду, рассеянные лучи солнца):

·        ежедневные оздоровительные прогулки (не реже двух раз в день общей продолжительностью не менее 3 ч 20 мин — 4 ч в зависимости от режима учреждения дошкольного образования);

·        многократное умывание в течение дня;

·        полоскание полости рта водой комнатной температуры после каждого приема пищи;

·        дневной (ночной) сон при открытых окнах (избегая сквозняков);

·        ходьба босиком в течение дня: до и после сна, в любое время по желанию детей (от 2—5 мин в группе первого раннего возраста до 15—20 мин в старшей группе); по траве, песку.

                       Художественно-эстетическая работа включает:

·        изобразительную деятельность (рисование, лепка, аппликация, конструирование, детский дизайн);

·        музыкальную деятельность воспитанников;

·        ознакомление с произведениями художественной литературы и фольклора.

При организации изобразительной деятельности воспитанников в летний оздоровительный период важным является:

·        рассматривание произведений изобразительного и декоративно-прикладного искусства, отображающих красоту летней природы;

·        проведение художественно-дидактических игр, направленных на развитие у детей представлений о форме, цвете;

·        экспериментирование с изобразительными, природными и дополнительными материалами;

·        включение в образовательный процесс творческих заданий, способствующих развитию творческого воображения воспитанников (придумывание новых образов, подбор цветовых сочетаний, дополнение ранее созданных сюжетов с помощью разнообразных материалов и техник, рисование с натуры (деревьев, цветов), мелками на асфальте, палочками на песке);

·        освоение нетрадиционных техник рисования (граттаж, пальцевая живопись, монотипия, пластилинография, набрызг, флоротипия, ниткография и др.);

·        лепка из глины, пластилина, соленого теста (объемные изображения, декоративные пластины);

·        аппликационная деятельность (создание плоскостных, полуобъемных изображений; объемных аппликаций в технике бумажной пластики (из полос, смятой бумаги; аппликаций с элементами флористики и др.);

·        конструирование техническое (из конструктивного материала, деталей конструкторов) и художественное (из бумаги, картона, природного и дополнительного материалов);

·        детский дизайн: аранжировки (букеты, картины из растений, бижутерия из искусственного и природного материала и др.); дизайн одежды (проектирование масок, головных уборов, костюмов для праздников и развлечений); декоративно-пространственный дизайн (интерьер кукольного уголка, создание декоративных панно и др.).

       В летний оздоровительный период с целью создания эмоционального комфорта детей целесообразным является:

·        включение изобразительной деятельности в детские праздники;

·        проведение развлечений, которые включают экспериментирование детей с изобразительными и природными материалами, содействуют закреплению представлений о видах, жанрах искусства, средствах художественной выразительности, конкурсов с различными номинациями;

·        организация творческих мастерских, занимательных игротек, игр с песком.

В летний оздоровительный период при организации музыкальной  деятельности воспитанников важным является:

·        использование музыки в режимных моментах;

·        фоновое звучание полюбившихся детям вокальных и инструментальных произведений;

·        проведение музыкально-дидактических игр и заданий, музыкальных викторин;

·        включение в образовательный процесс музыкальных произведений, воплощающих «летние» образы (А. Вивальди, П. И. Чайковского и др.);

·        сольное и коллективное музицирование;

·        самостоятельная музыкальная деятельность детей (исполнение песен и танцев, организация сюжетно-ролевых игр с «музыкальными» сюжетами).

        На прогулке, экскурсии можно организовать музыкальные игры под пение, хороводы, музицирование на самостоятельно изготовленных игрушках-инструментах (шейкеры с разнообразными наполнителями, мини-кастаньеты и барабанчики), с использованием бытовых предметов (расческа, ведерко, шуршащая бумага и целлофан); музыкально-творческие игры, предполагающие использование «первоэлементов» музыки — хлопков, притопов, щелчков и т. п., вокальные и двигательные импровизации, связанные с наблюдаемыми явлениями.

           Виды музыкальных игр, используемых в музыкальной деятельности:

·        Коммуникативные музыкальные игры, игры-танцы.

·        Музыкальные игры с пением, хороводы.

·        Подвижные музыкальные игры, содержание которых направлено на:

развитие восприятия средств музыкальной выразительности посредством культуры движения;

формирование основных двигательных умений и навыков, ориентировки в пространстве;

формирование представлений о музыкальной форме, музыкальных жанрах, танцевальных движениях;

развитие музыкально-творческих способностей.

·        Игры с музыкальными инструментами.

·        Музыкальные игры-релаксации.

        В летний оздоровительный период с целью создания эмоционального благополучия воспитанников целесоообразным является проведение фольклорных праздников, развлечений и других мероприятий.

        В работе с детьми дошкольного возраста в летний период особое значение имеет приобщение детей к произведениям художественной литературы и фольклора. Произведения художественной литературы и фольклора, рекомендуемые учебной программой дошкольного образования, включаются во все режимные процессы и виды детской деятельности. Формы деятельности, в которой применяется художественное слово, определяются педагогическими работниками с учетом условий учреждения дошкольного образования и его деятельности в летний оздоровительный период.

Инструктивно-методическое письмо Министерства образования Республики Беларусь

«Об организации летней оздоровительной работы в учреждениях дошкольного образования»

Комментарии:
Оставлять комментарии могут только авторизованные посетители.