Новости проекта
Отвечаем на ваши вопросы!
Важные моменты в Инструктивно-методическом письме
Новинка! Отчеты по ведению электронного журнала
Конкурс продолжается!
Голосование
Как Вам новый сайт?
Всего 27 человек

Методические рекомендации по организационно-содержательному наполнению шестого (школьного) дня недели

Дата: 13 ноября 2016 в 12:17

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ  ПО ОРГАНИЗАЦИОННО-СОДЕРЖАТЕЛЬНОМУ  НАПОЛНЕНИЮ

ШЕСТОГО (ШКОЛЬНОГО) ДНЯ НЕДЕЛИ

На современном этапе развития школьной реформы в Республике Беларусь одним из ключевых моментов является предоставление шестого дня рабочей школьной недели для мероприятий по становлению и укреплению физического, психического и морального здоровья, интеллектуального развития и гражданского становления школьника, участия детей и подростков в полезных семейных делах.

Возрастание свободного времени учащегося требует соответствующих  условий и умений его разумного использования. Возникла необходимость продуманной организации досуга детей и подростков, вовлечение их в занятия спортом, туризмом, художественным и техническим творчеством, в различные клубы и объединения, занятия по интересам, умелой организации культурно-досуговой деятельности.

Переход школ на пятидневную учебную неделю требует качественного нового подхода к планированию и организации воспитательной работы в шестой (школьный) день недели. Этот день является органичной частью всей учебно-воспитательной системы школы.

Создавая вариативные и авторские модели воспитательной работы в субботний день, необходимо ориентироваться на те инварианты, которые заданы Концепцией и Программой непрерывного воспитания детей и учащейся молодежи.

Задача данных рекомендаций по организационно-содержательному наполнению шестого (школьного) дня недели – оказать помощь организаторам воспитательной работы с учащимися.

 Организация воспитательной работы в шестой (школьный) день недели

 Педагогическое руководство деятельностью учащихся является необходимой предпосылкой успеха всей воспитательной работы школы, оно сводится, во-первых, к построению такой системы занятий и форм работы, в которой формируются и реализуются внутренний мир личности, ее мировоззрение, нравственные принципы, способности, умения и навыки; во-вторых, к установлению согласованности между различными формами работы, созданию необходимой  системы управления.           Анализ воспитательной работы школ показывает, что деятельность учащихся в кружках, секциях должна носить регулярный характер. Как показывает опыт, многие массовые мероприятия  эстетического и спортивного направлений можно проводить 2-3 раза в месяц; вечера, конкурсы, конференции, смотры, имеющие характер подведения итогов и требующие на подготовку определенное время, планировать  следует не так часто.

При организации любой внеурочной деятельности учащихся должен приниматься во внимание их возраст.        По мере взросления учащихся все большее применение могут получать те формы деятельности, в которых находят выражение их возросшая творческая активность, способность к самостоятельной работе, индивидуальные потребности. Если в начальной школе закладываются элементы таких форм внеурочной деятельности, как кружки,  самостоятельная работа в непосредственном контакте с учителем и без учителя, то в среднем школьном звене можно говорить о системе кружков, далее возрастает вес самостоятельной работы, в старших классах – возрастает творческая активность учащихся, большую роль начинают играть научные общества, клубы, все формы работы по профобразованию и профориентации.

Несомненно, в организации шестого школьного дня недели важно взаимодействие школы с общественными организациями по месту жительства, центрами детского творчества, педагогами-организаторами детско-юношеских клубов по месту жительства, использование  воспитательных возможностей в контактах с бывшими выпускниками школ. Все это позволит учебным заведениям  функционировать как открытым воспитательным системам, взаимодействующим с семьей, другими социальными институтами, государственными и общественными учреждениями и организациями. Педагогическим коллективам предоставляется право находить новые, более эффективные формы воспитания учащихся. Они могут самостоятельно разрабатывать региональные программы воспитания.

Педагогическим коллективам при организации воспитательной работы с учащимися в субботние дни  необходимо учитывать специфические особенности учебного учреждения, места нахождения, особенности микрорайона, воспитательные возможности внешкольной среды, уровень воспитанности учащихся.

Педагоги могут использовать те направления, формы и методы, которые считают наиболее приемлемыми для решения своих воспитательных задач. Поэтому педагогическим коллективам учреждений образования предлагается самим решать вопрос о занятости учащихся в шестой день недели с учетом решения педагогического совета, родительского комитета школы, органов ученического самоуправления.

Планирование воспитательной работы на субботние дни  – это своеобразный свод  расписаний, графиков, планов, в которых учтена специфика каждой формы работы, определена мера их использования, соблюдены пропорции между внеурочными занятиями всех направлений. Планирование отдельных форм занятий не дает возможности распределить правильно и целесообразно время досуга между различными видами деятельности. Только при сведении их воедино с учетом всех возможностей социума, внешкольных учреждений можно определить пропорции, найти правильное отношение между ними.

План воспитательной работы школы составляется с учетом специфики школы, возраста учащихся. Учитывается сезонность проведения многих форм внеурочной работы (олимпиад, краеведческой работы, Дней спорта и туризма и т.д.).   Планирование строится с учетом режима и возможностей школы и внешкольной среды: обеспечивается заполнение суббот: занятия по интересам, тематические массовые мероприятия, оздоровительные мероприятия, трудовая, благотворительная деятельность, досуговые мероприятия, работа детских и молодежных объединений и т.д.

Школа с пятидневным учебным днем не может быть единообразной для города и села, общеобразовательной школы и гимназии и т.д. Во многом режим, содержание внеурочной работы в шестой школьный день недели и управление определяются местными условиями, сложившимися традициями. В каждом своем варианте ведущими принципами организации шестого школьного дня являются: избрание с учетом интересов учащихся места и вида деятельности; перегруппировка классных коллективов учащихся в соответствии с их возрастными особенностями, интересами, характером избранной деятельности; педагогическое руководство этими видами  деятельности.

Наряду с обязательным посещением учащимися школы шестого дня недели, необходимо предусмотреть возможность (по желанию учащегося) пребывания его в этот день во внешкольном учреждении, а также вариант участия школьников в семейных мероприятиях.

В связи с чем необходим учет посещаемости учащимися учреждений воспитания и образования в шестой день недели, согласованные действия администраций школ, внешкольных учреждений и родителей.

В шестой день недели работа в школах  и внешкольных учреждениях должна быть организована для всех учащихся  продолжительностью не менее 4-х часов. Особое внимание нужно обратить на вовлечение в организованную деятельность учащихся из неблагополучных семей, педагогически запущенных, нуждающихся в постоянном педагогическом влиянии.

Жизнь детей должна быть насыщена интересными видами деятельности. К работе с детьми должны привлекаться специалисты, чтобы работа не представляла собой мелочную опеку детей.

Наряду с обязательным посещением учащимися школы шестого дня недели, необходимо предусмотреть возможность (по желанию учащегося) пребывания его в этот день во внешкольном учреждении, а также вариант освобождения от посещения этих занятий по желанию учащегося и его родителей.

В связи с чем необходим учет посещаемости учащимися учреждений воспитания и образования в шестой день недели, согласованные действия администраций школ,, внешкольных учреждений и родителей.

В связи с чем важным представляется классному руководителю иметь полные данные о родителях детей, о возможностях совместного времяпрепровождения в выходные дни и о том, чем родители могут помочь в организации и проведении воспитательной работы.

Руководители школ должны  обеспечить заинтересованность всего учительского коллектива в работе с учащимися. Со стороны администрации школ и органов управления образования необходим контроль не только по вопросам организационного плана, укрепления материальной базы, расстановки кадров, но и  важен контроль за содержанием и результативностью воспитательной работы в шестой (школьный) день недели. В основу разработки форм и методов работы в шестой школьный день недели целесообразно положить системный подход, т.е. рассматривать всю работу школы как сочетание взаимосвязанных динамических элементов ее деятельности. При этом системообразующей является внеурочная деятельность учащихся, направляемая педагогами и органами ученического самоуправления. В итоге деятельность должна обеспечить всестороннее развитие каждого ученика этой школы.

Субботние дни в режиме работы школы должны стать днями развития, позволяющими развивать творческие способности учащихся, формировать устойчивый интерес к познавательной деятельности, укреплять физическое и психическое здоровье детей. Занятия в клубах, кружках и т.д. в выходные дни могут стать источником мотивации учебной деятельности учащихся, дать глубокий эмоциональный заряд.

В условиях реформирования системы образования школы, гимназии, лицеи могут комплексно решать проблемы дополнительного образования.

Содержательное  наполнение  шестого   школьного  дня  недели

 При организации свободного времени учащихся в шестой школьный день недели задача школы — находить оптимальные сочетания основных видов и форм образовательной, общественно-организационной, трудовой, эстетической, спортивно-оздоровительной и другой деятельности учащихся с учетом их половозрастных особенностей и специфики городской и сельской школы.

В организации шестого школьного дня возможно следующее соотноше¬ние различных форм воспитательной работы: фронтальные или массовые; объединения клубного типа (возможно с разветвленной системой подразделений); групповые или кружковые формы работы по интересам; индивидуальные виды занятий; мероприятия с участием родителей и членов семьи и др.

В общественно-организаторской деятельности школьников важную роль должны играть клубные объединения: дискуссионные клубы мировоззренческой и идейно-нравственной направленности, а также клубы интернациональной дружбы; поисково-исследовательские клубы и кружки: музеи  боевой и трудовой славы, отряды  следопытов,  кружки военно-оборонного характера и прикладных знаний — стрелков, топографов, радистов, связистов, разведчиков, участников игр «Зеленая волна», «Зарница» и т.д.;  агитационно-пропагандистские объединения: агитбригады, лекторская группа, радиостудия, редколлегия стенгазет и бюллетеней,  кружки правовых знаний и т.д.

В школах могут использоваться традиционные и новые формы общественно-политической работы старшеклассников: политинформация, устный журнал, вечера  вопросов и ответов, встречи за «круглым столом», смотр  на лучшую беседу, работа пресс-центров, лекторских  групп, агитбригад,  устройство диспутов и конференций по общественно-политическим и нравственным проблемам, семинар политинформаторов,  уроки мужества и др.

Уделяя особое внимание гражданско-патриотическому воспитанию школьников, подготовке их к труду и обороне,  важно использовать  разнообразные формы и методы, разумно сочетающие словесное воздействие с организацией практических дел. Гражданско-патриотическое просвещение может осуществляться в форме лекций, бесед,  уроков мужества. В работе важны средства наглядной агитации, передачи школьного радиоузла, просмотры тематических телепередач, хроникально-документальных фильмов и художественных кинопроизведений.

Ведущая роль в гражданско-патриотическом воспитании принадлежит, несомненно, организации коллективной деятельности, участию школьников в таких формах работы, как торжественные линейки, сборы, праздники, вечера, смотры,  поисковая работа, военно-спортивные игры, экскурсии в воинские части, походы по местам, связанным с героическим прошлым родного края, встречи с воинами, соревнования по военно-техническим видам спорта и автоделу.

Большими возможностями в организации поисково-исследовательской  деятельности старшеклассников обладают  музеи, комнаты боевой славы.

Идейно-нравственное воспитание школьников осуществляется также при выполнении постоянных общественных поручений, в различных видах деятельности, в общественно-политической практике.

Важно организовать воспитательный процесс шестого школьного дня, реализуемый через клубы различного направления. Внеурочные клубные объединения в школе   охватывают сферу свободного времени школьников. Своеобразие внеурочных объединений состоит и в том, что результатом их деятельности является не только достижение воспитательных целей, но и решение практических задач — организация самообслуживания, изготовление моделей и оборудования для кабинетов, постановка спектаклей, устройство выставок, конкурсов, достижение спортивных результатов.

Органы ученического самоуправления могут организовывать и осуществлять следующее:

     Досуг. Школьные вечера, дискотеки, праздники;

     Политическая деятельность в школе: клубы, пресс-конференции, встречи с замечательными людьми;

     Деятельность школьной прессы;

     Спорт и спортивные мероприятия;

     Производственная деятельность (в особенности в сельских школах): труд на земле, фермах и т.д.;

     Ремонт, уборка школьных помещений, территорий, самообслуживание в столовой и т.п.;

     Реальное участие в работе советов старшеклассников, профилактики, конференций и т.д.

Для расширения деятельности детских и молодежных объединений, в том числе и в образовательных учреждениях в субботние школьные дни (патриотические, спортивные, туристские, краеведческие, экономические объединения, клубы общения, объединения по проблемам, творческие коллективы, пионерские организации, скаутские объединения и т.д.) требуется решение следующих задач:

•             в образовательных учреждениях выделить помещения для работы детских и молодежных общественных организаций и объединений во внеурочное время

•             создать условия для проведения занятий по интересам для участников объединения, а также для проведения мероприятий

•             предусмотреть совместные мероприятия, акции, проекты в плане учебно-воспитательной работы

Основные направления внеурочной трудовой деятельности: самообслуживание, работа для школы, участие в производительном труде, охрана природы, работа по благоустройству, сбор вторичного сырья.

В процессе внеурочной трудовой деятельности учащиеся могут выполнять работы, начатые на уроке трудового обучения (слесарные, станочные, столярные и др.); изготовлять изделия, не предусмотренные программой по труду, но отвечающие интересам школьников и сформированным у них политехническим и профессиональным знаниям и умениям; овладевать навыками управления транспортной техникой (мопед, мотоцикл, машина, колесный и гусеничный трактор, комбайн); конструировать и моделировать, изготовлять наглядные пособия, игрушки и т. п.; вести электромонтажные и радиотехнические работы; участвовать в рационализаторской и изобретательской работе, изготовлять и модернизировать малогабаритную сельскохозяйственную и другую технику, выполнять заказы для предприятий, расположенных в микрорайоне школы.

Неотъемлемой частью трудового воспитания являются занятия, связанные с охраной природы и благоустройством территории, организацией спортивного комплекса, уходом за растениями и животными, декоративно-прикладными работами, приготовлением пищи и уходу за жилищем.

В условиях школ  имеются большие воспитательные возможности для организации различных видов общественно полезного труда: самообслуживания, работ для школы, сбора вторичного сырья, охраны природы, производительного труда, организуемого как в школе, так и особенно на базе промышленных предприятий, сферы обслуживания и сельского хозяйства.

Одной из форм трудовой деятельности является организация совместной работы школы, профессионально-технического училища, предприятия.

Коллективный труд школьников может быть постоянным (в течение всего года), временным (по просьбе предприятий и колхозов), периодическим и сезонным.

Особую воспитательную ценность может представлять производительный труд учащихся: работа в цехах промышленных предприятий, колхозах и совхозах, выполнение по договорам производственных заказов в школьных мастерских или учебно-производственных мастерских ПТУ.

Перспективны и интересны разнообразные виды взаимодействия школы и среды с позиций проблемы экологического воспитания, природоохранительной деятельности. Многие школы в городах становятся центром  экологического  воспитания, своеобразным  зеленым  островком микрорайона, имеют свой опытный участок, теплицы, оборудованные кабинеты, озелененные рекре¬ации. Школьники не только получают информацию, но и участвуют в производительном труде, сочетают природоохранительную деятельность с гражданско-патриотиче¬ской работой.

Шестой день недели может быть посвящен и заполнен такими воспитательными мероприятиями, как  День птиц, День Земли, День матери, День семьи, День знаний, День святого Валентина и др.

Учитывая возрастные особенности подростков, их потребность участвовать в живых, ярких делах, соревнованиях, можно разумно использовать игровые формы трудовой деятельности. В тех-ническом творчестве школьников особой популярностью пользуются ученическое конструкторское бюро, научное общество и т. д.

Важное звено трудового воспитания — профориентация школьников. Во внеурочной деятельности многие ее задачи решаются более успешно.

Формированию трудовых потребностей, опыта, зна¬ний и умений способствуют школьные кабинеты (угол¬ки) профориентации, где не только проводятся лекции, беседы, консультации по выбору профессии, читаются спецкурсы, но и подобраны разнообразные материалы, монтажи, плакаты, альбомы, выставлены лучшие рабо¬ты участников конкурса на любимую профессию, стенды «Куда пойти учиться», «Куда пойти работать», рекомен¬дательные списки литературы, организуются выставки «Все о профессиях'», читательские конференции с обзо¬ром новых книг о профессиях, обсуждения кинофиль¬мов, спектаклей и др.

В системе трудового воспитания важным средством всестороннего развития школьников является техниче¬ская деятельность, которую можно объединить в такие организационные формы: 1) индивидуальная работа, предполагающая занятия ребят под руководством учи¬теля или специалиста, углубленное изучение интересующих вопросов, выполнение несложных конструкторских заданий, изготовление наглядных пособий и при¬боров для учебных целей и т. п.; 2) групповые занятия на основе общности интереса к отдельным областям на¬уки и техники; 3) массовая научно-техническая работа: тематические предметные вечера, смотры технического творчества, создание политехнических музеев, проведе¬ние слетов, конкурсов, олимпиад и т. п.

По содержанию и характеру деятельности в техни¬ческом творчестве могут быть представлены следующие организа¬ционные формы: научно-технические объединения, в ра¬боте которых сочетаются общенаучные знания с элемен¬тами технического моделирования. К ним относятся му¬зеи истории науки и техники, многие НОУ (научные общества учащихся), предметные кружки с техническим уклоном и др.; технические объединения с практическим характером деятельности — моделированием, изобре¬тательством, рационализаторством; кружки и клубы, которые связаны с другими сферами деятельности — со спортом (автомотоспорт, водно-моторный, планер¬ный, авиамодельный), с военно-техническими занятия¬ми, с искусством (выжигание, выпиливание,  лепка и т. п.); кружки домоводства и художественного рукоделия, кулинарии, моделирования одежды, вышива¬ния и вязания, кройки и шитья, цветоводства, оформле¬ния интерьера, ухода за жилищем и др.

В школе возможны различные направления и виды культурно-массовой ра¬боты со школьниками: усвоение знаний по искусству, развитие изобразительных способностей, приобщение к литературному и драматическому творчеству, развитие музыкальной культуры, создание эстетической ат¬мосферы внеурочной жизни и быта.

Для решения сложных задач эстетического воспита¬ния необходимо привлекать широкий круг специалистов, родите¬лей, представителей художественной интеллигенции.

Возможна разнообразная деятельность искусствоведческих кружков, студий, универ¬ситетов культуры, клубов любителей искусства и различных секций:  литературы  народов мира, классической  музыки,  эстрады, театра,  кино, юных поэтов, прозаиков, журналистов, изобразительного искус¬ства, декоративно- прикладного искусства, вокальных и хореографических ансамблей, народных, эстрадных и спортивных танцев и т. д.

Массовому, всеобщему ознакомлению школьников с искусством служат такие виды и формы эстетического воспитания, как беседы, лекции, доклады, диспуты, обзоры книг, читательские конференции, устные журналы, просмотры и обсуждения фильмов, специальные лектории по искусству, декады и месячники, посещение театров, экскурсии в музеи. Примером музыкально-эстетического просвеще¬ния могут служить музыкальные лектории, где учащиеся получают систематизированные знания о произведениях, видах и жанрах му¬зыкального искусства; они способствуют воспитанию у слушателей музыкальной культуры. В работе  лектория могут принимать участие артисты филармонии, школьные педагоги, родители-музыканты, сту¬денты музыкальных вузов, ученики музыкальных школ, училищ. Внимание должно уделяться проблемам, связанным с отношением школь¬ников к жизни, быту, искусству, природе.

Развивать способности и задатки, знакомиться с про¬изведениями искусства и литературы помогают и такие формы культурно-массовой эстетической работы, как тематические вечера, фестивали искусств, конкурсы ис¬полнителей, экскурсии, выставки, выступления коллективов художествен¬ной самодеятельности, оформительская работа, школь¬ные кинотеатры. В школе  имеется больше возможностей для планомерной подготовки и участия школьников в республиканских праздниках детской книги, музыки и т.д. В школе  особое внимание следует уделять музыке и изобразительному искусству.

В школе могут работать следую¬щие кружки по изобразительному искусству: декоратив¬но-прикладного искусства, рисунка, гравюры, резьбы по дереву и «лесной скульптуры», лепки и керамики, худо¬жественно-технического конструирования, оформления интерьеров помещений, изучения  истории искусств.

В школе  особенно эффективно исполь¬зуется такая интересная форма эстетического воспита¬ния, как экскурсия в музей, природу, на предприятие. Во время экскурсий ребята расширяют и углубляют знания программного материала, открывают для себя мир прекрасного, учатся находить красоту в жизни. Практика показывает: 6—8 экскурсий в течение года на литературно-художественную тему — это тот минимум, который необходим для школьников крупных культур¬ных центров.

Экскурсии в природу чаще проводятся с младшими школьниками, но и в IV—VII классах они не утрачива¬ют своего воспитательного значения. Городской пейзаж, если его умело представить школьникам, может стать источником эмоционально-эстетического восприятия..

В сельской местности тоже есть немало возможностей для инте¬ресных экскурсий на темы «Самое красивое место нашего села (по¬селка, деревни, колхоза)», «В багрец и золото одетые леса», «Весны желанные приметы», «Природа и фантазия», «Цветы наших полей», «Памятники культуры нашего края», «Осенний букет» и т.д..

Одним из самых эффективных направлений формирования нравственной личности школьников является благотворительная деятельность. Программы для организации благотворительной деятельности школьников должны составляться с учетом следующих направлений:

     благотворительная деятельность для пожилых людей;

     благотворительная деятельность для ветеранов Великой Отечественной войны и труда, воинов-интернационалистов;

     благотворительная деятельность для детей инвалидов, детей-сирот, детей, находящихся на опеке;

     благотворительная деятельность для младших школьников;

     благотворительная деятельность для «трудных подростков»;

     благотворительная деятельность для своей школы;

     благотворительная деятельность для своего города;

     благотворительная деятельность для своей семьи;

     благотворительная деятельность для животных.

Каждую перечисленную форму деятельности необходимо наполнить конкретными делами (шефство, акции, праздники, организация выставок, встреч, проведение круглых столов,  рейды, клубная деятельность и т.д.).

Всю систему организационно-педагогических форм физкультурно-оздоровительной деятельности в шестой школьный день можно условно разбить на 4 группы: меди¬ко-санитарное просвещение, физкультурно-оздоровительные занятия, спортивно-массовая внеуроч¬ная работа, деятельность клубно-секционных объедине¬ний. Важной для школ формой медико-са¬нитарного просвещения и пропаганды спорта является лекторий «Здоровье». В его задачу входит проведение лекций, бесед, конференций, диспутов, докладов; орга¬низация встреч с учеными, врачами, спортсменами; оформление различных видов наглядной агитации (бюл¬летени, стенды, специальные выпуски, «молнии» и т.п.).

Учителя физкультуры, опираясь на помощь старшеклассников, планируют занятия секций по различным видам спорта. Это могут быть секции для уча¬щихся нескольких школ микрорайона.

Наиболее распространенной формой спортивной дея¬тельности во внеурочное время являются соревнования. Опыт показывает, что при наличии хорошего спортивного комплекса в школе вполне возможно про¬вести в течение года соревнования по 10—15 видам спорта.

К числу эффективных форм спортивно-массовой вне¬урочной деятельности относятся спартакиады, соревно¬вания, физкультурные праздники, вечера и встречи, конкурсы, туристские похо¬ды, путешествия, слеты, игры на местности.

Одной из популярных для подростков и юношей форм физического воспитания  является спортивный клуб.

Спорт не единственный путь физического воспитания и развития учащихся школы, его дополняют многообразные виды массовой физкультуры, увлека¬тельные и доступные полуспортивные и подвижные игры. Подвижные игры настолько многочисленны и раз¬нообразны, что можно выделить целые группы, способ¬ствующие развитию всех основных физических движе¬ний: бега, прыжков,  лазанья, метания, борьбы, плава¬ния, гребли, бега на коньках, лыжах и т.д. Среди видов спорта интересны: авиамодельный, автомобильный, водно-моторный, планерный спорт, военно-прикладные многоборья, ра¬диоспорт, спортивное ориентирование, ракетомодельный и судомодельный спорт,  пожарно-прикладной спорт и многие другие ви¬ды.

Школы совместно с центрами физического воспитания и спорта, центрами детского творчества должны планировать и проводить спортивно-массовые и физкультурно-оздоровительные мероприятия. В перечень мероприятий могут входить Дни здоровья, спорта и туризма; физкультурные праздники «Зимние забавы», «День метателя», «День лыжника», «Спортландия», «День бегуна», «Если хочешь - будь здоров», «День прыгуна», «Папа, мама, я - спортивная семья» и др.; спортивно-познавательные конкурсы и викторины «Как сохранить здоровье», Знаешь ли ты спорт?», «Олимпийские игры не только для олимпийцев» и др.; спортивно-массовые соревнования по видам спорта, входящим в программу внутришкольной спартакиады (легкая атлетика, волейбол, баскетбол, футбол, гандбол, настольный теннис, плавание, кросс, многоборье допризывника, соревнования по комплексу «Защитник Отечества», соревнования смотра уровня физической подготовленности «Олимпийские надежды Беларуси» и др.

Процесс взаимодействия семьи и школы должен быть направлен на активное включение родителей в воспитательный процесс, во внеурочную досуговую деятельность, сотрудничество с детьми и педагогами. Вовлечение родителей в учебно-воспитательный процесс предусматривает:

     организацию секций, кружков, клубов, студий;

     совместные творческие дела;

     помощь в укреплении материально-технической базы;

     работа органов самоуправления;

     шефство над неблагополучными семьями, подростками.

При этом возможны следующие объединения, которыми могут руководить родители:  кружки:   авиамодельный, юных изобретателей, картингистов, юных цветоводов,       прикладного искусства,    фотонатуралистов, археологов;                           клубы:   клуб юных педагогов, шахматный клуб, туристический клуб, клуб милосердия, драматическая студия, клуб юнкоров, клуб старшеклассников;                            студии:  оркестр народных инструментов, вокальный ансамбль, школа современного танца, изостудия;   спортивные секции: художественная гимнастика, спортивная гимнастика, настольный теннис, стрельба, баскетбол, волейбол, ручной мяч,     ходьба на лыжах и т.д.

Следует обратить особое внимание на организацию работы с педагогически запущенными детьми и привлечь их в организованную досуговую занятость. Занятия по интересам – это возможность профилактики девиантного поведения подростков. Именно педагогически запущенные дети и подростки нуждаются в благополучных психолого-педагогических условиях для творческого и социально приемлемого самовыражения. Таких ребят желательно привлекать в трудовые объединения, в спортивные секции, к посильному участию в организации различных мероприятий.

С переходом школ на 5-ти дневную учебную неделю и с учетом рационального распределения свободного времени и занятости учащихся в школах, их возрастных особенностей важно объединениям по интересам внешкольных учреждений предусмотреть особое расписание занятий с детьми и подростками в шестой день недели, не исключая работу объединений с переменным составом детей.

На базе внешкольных учреждений должна быть организована как культурно-просветительная деятельность, отдых так и социально-культурная – это работа учреждений по оказанию необходимой помощи школьникам. Требуется расширение сети центров диагностики, консультаций, психолого-медико-педагогической помощи и т.д. Внешкольные учреждения должны стать одной из важных частей единой системы образования и воспитания.

На разных возрастных этапах жизни ребенка базой для организации  досуговой занятости в субботние дни должны выступать и школа, и внешкольные учреждения.

В субботние дни имеется возможность для осуществления теснейшей связи всей внеурочной работы с основным учебным процессом. Если в школе не созданы условия для проявления индивидуальности учащихся во внеурочной деятельности, то неспособный ученик часто остается вне коллектива сверстников. Следует помнить, что стремление выйти из неавторитетного положения, желание показать себя ярким, сильным (не важно – в положительном или сомнительном деле, только бы выделиться, стать заметным) часто уводит подростков из школы в дурные компании.

Массовость внеурочной работы подразумевает не только доступность, но и активное привлечение к ней педагогами и органами ученического самоуправления каждого ученика, активную помощь в выборе деятельности, удовлетворении интересов. Однако в массовости, общественной направленности мероприятий реализуется и избирательные интересы учеников и учителей. Именно во внеурочной работе ото всех участников (и учителей, и учеников, а иногда и их родителей) во много раз больше требуется проявления творчества, индивидуальности.

Массовость предполагает не простой всеобщий механический охват всех участников внеурочными мероприятиями, а сочетание коллективных форм работы с индивидуальными.

Таким образом, пятидневная рабочая неделя школьников дает возможность, в первую очередь, для родителей лучше узнать своих детей, научиться с ними общаться не «на ходу», в перерывах между ежедневными домашними заботами, а в спокойной, размеренной обстановке. Однако чем старше ребенок, тем больше у него интересов вне семьи. Поэтому организация досуга ребят – серьезная задача для всего общества. Традиционно школа тут играет важную роль. Какими будут для детей и подростков свободные от учебы дни, зависит ото всех нас – и родителей, и педагогов, и от общества в целом.

Комментарии:
Оставлять комментарии могут только авторизованные посетители.